Продолжают удивлять мир. Что произошло с якутским кино в последние годы?

Якутские режиссеры продолжают удивлять мир своими картинами, которые признаны феноменом нового российского кино. Вот и на недавнем международном фестивале «Литература и кино» в Гатчине большой интерес вызвал внеконкурсный показ якутских фильмов. Масштабную эпическую картину, детектив, медитативную драму и трогательную комедию об отношениях поколений фестивальной публике представила киновед, ведущий эксперт Национального центра аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия) Альбина ДАНИЛОВА. Журналист Светлана МАЗУР попыталась выяснить у нее, что же произошло с якутским кино в последние годы.

Продолжают удивлять мир. Что произошло с якутским кино в последние годы? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Альбина Степановна, двадцать лет назад, на рубеже веков, с якутским кино что‑то случилось. Неслучайно же о нем заговорили в стране и мире.

Данилова Альбина.jpg

— С якутским кино тогда действительно произошла замечательная история: в конце восьмидесятых его впервые начали снимать… Знаете, я в школе мечтала стать знаменитой киноактрисой, но папа сказал: у нас нет якутского кино, чтобы ты там главные роли играла, подумай о чем‑нибудь другом. Я подумала и поступила на факультет журналистики Иркутского университета. Но любовь к кино осталась, и когда я работала на республиканском телевидении, с особой радостью участвовала в создании телепрограммы «Кинозавод», посвященной как раз первым продуктам кинобума в Якутии.

Кстати, с журналистов наше кино и началось. Точнее, с телевизионщиков, которые в конце восьмидесятых стали снимать художественные фильмы на якутском языке с русскими субтитрами. Эллэй Иванов сотворил тогда первый якутский мистический хоррор «Проклятая земля» на основе народных страшилок. Фильм вышел в 1996 году, с тех пор этот жанр стал очень востребованным.

Я слышала, злые якутские духи чрезвычайно изобретательны…

— А если по сюжету случается апокалипсис, то обязательно с привкусом якутского народного юмора. Но самое главное— в фильмах любого жанра зрители увидели свою жизнь, знакомые улицы, города, поселки, услышали с экрана родной язык. В 1992 году была создана государственная кинокомпания «Сахафильм», хотя настоящий бум кино все‑таки произошел в начале нулевых, когда появилась цифра и можно было быстро реализовывать свои идеи и проекты. Снимали сначала ­боевики, комедии, но в то же время создавались и глубокие философские фильмы.

Количество перешло в качество?

— Причем на голом энтузиазме или с крошечным бюджетом. Скажем, есть у нас очень интересный режиссер Дмитрий Давыдов — его фильм «Пугало» в 2020 году взял «Гран-при» на «Кинотавре». Так вот он — бывший сельский учитель, живет в поселке Амга, и все его жители снимаются у него бесплатно. Избы свои предоставляют, кормят съемочную группу. «Сахафильм» дает Давыдову на время аппаратуру, знакомые операторы и художники одномоментно съезжаются к нему по его просьбе, и он умудряется очень быстро все снять, буквально за месяц.

Сам себе режиссер и сам себе продюсер?

— В том‑то и дело. А первый продюсерский фильм появился у нас только в 2016 году. Это «Мой убийца» Костаса Марсаана.

Некоторые зрители на фестивале «Литература и кино» после просмотра этого детектива говорили: снято так, будто действие происходит в Гонконге.

— Ну да, высотки в ночи ­кажутся небоскребами, следователь с задумчивым лицом похож на японца. А фишка в том, что это наш первый фильм, снятый по всем канонам современного кинопроизводства. Прописаны не только главные герои, но и все эпизодники, их играют заслуженные артисты. Каждый эпизод — как отдельный бенефис какого‑либо актера. И это первый фильм с продуманной PR-кампанией, с бюджетом 5 миллионов рублей и приличным прокатом, отбившим кассу.

А вам случайно не удалось исполнить детскую мечту — сняться хотя бы в эпизоде?

— Когда снималась киноэпопея «Тыгын Дархан», режиссер Никита Аржаков обратился к народу с просьбой принять участие в массовых сценах во время съемок национального праздника Ысыах. И народ откликнулся. Не только жители Якутска — из разных улусов и самых северных районов приезжали люди семьями с маленькими детьми, чтобы сняться в этом фильме. Вот и мне посчастливилось сняться в массовке, облачиться в одежды XVII века, влиться в круг народного танца осуохай. И пусть я на экране невидимая песчинка, соучастие в кинополотне впечатляет. Всего в массовых сценах приняли ­участие больше десяти тысяч человек. Фильм вышел в пандемию и спас кинопрокат: народ валом повалил в ­кинотеатры, чтобы увидеть, что получилось и, может быть, себя.

Получилось круто: живописные баталии, героические личности в роскошных национальных костюмах, старинный семейный быт. В общем, этнический боевик. Неслучайно в этом году на Евразийском кинофестивале «Тыгын Дархан» был удостоен «Гран-при».

— Этническое кино — это ­своеобразный автопортрет этноса. Фильм снят по одноименному роману Василия Яковлева-Далана — про то, как на рубеже XVI – XVII веков, еще до прихода русских, территорию Якутии раздирала междоусобица, шла борьба за власть между племенами, а главный герой пытался объединить народ. Роман написан на основе архивных источников, Тыгын Дархан — действительно исторический персонаж. Книга появилась в 1994 году как гром среди ясного неба: оказывается, у Якутии есть своя древняя история, свои национальные герои.

В школе вы это не проходили?

— В советское время предпочитали преподносить историю Якутии со времен Гражданской войны. Считалось, что не нужна нам всякая там архаика, призраки из прошлого. Я росла в Мирном, промышленном городе, алмазной столице России, училась в русской школе. Тогда не было национальной школы в нашем городе, ближайшая находилась в поселке, до которого час езды. Поэтому для меня русский язык родной: я на нем думаю, вижу сны. А якутский знаю на бытовом уровне, мы разговаривали на нем дома. И только уже во взрослой жизни я начала читать якутские книги, смотреть якутское кино — вникать в культуру народа.

Вы якутка с русскими именем и фамилией. У одних режиссеров-якутов тоже русские имена, у других — якутские. От чего это зависит?

— Якут или якутка — это раньше так в паспорте писали, а сейчас мы саха. Саха — древнее самоназвание народа. Но тунгусы называли нас яколами. Русские первопроходцы спросили их однажды: «А там дальше кто живет?». И тунгусы ответили: «Яколы». Потом из яколов по созвучию получились якуты. Присоединившись в 1632 году к России, якуты приняли христианство, и тогда кто‑то поменял свои имена на русские, а кто‑то якутские сохранил. Мою бабушку звали Анна ­Григорьевна Данилова, она была христианкой, с крестиком ходила, и в то же время все в ее деревне знали, что она шаманка-удаганка.

Шаманка-христианка?

— Ну да, у нас же дуализм, две веры — христианство и язычество — мирно сосуществуют. Шаманы с русскими священниками в старину дружили, договаривались, чтоб паству друг у друга почем зря не отбирать и не мешать в миссиях. Якуты празднуют Ысыах, национальный праздник плодородия, поклоняются языческим богам, которые отвечают за урожай, а часть людей потом идет в церковь молиться. Приезжие удивляются, как это в нас уживается.

А вы видели, как ваша бабушка шаманит?

— Бабушка переехала к нам уже совсем больной и немощной. Она закрытая была — молчунья, непонятная, как из какого‑то далекого века. Соседи ее опасались. Однажды соседская девочка увидела бабушку в окне и стала ее дразнить, рожи корчить. И вдруг как закричит! Оказалось, бабушка взяла селедку, поводила по ней ножом — и в этот момент девочку как будто бы пронзил жуткий страх или даже боль. Она в ужасе убежала. Родители ее тут же пожаловались в школу, где работал мой папа, он был учителем истории, обществоведения, рисования, черчения и труда. Его вызвали на педсовет и потребовали приструнить мать-шаманку. Кстати, та девочка с той поры всегда обходила кругами наш дом, стала скромнее себя вести и тактичнее даже с друзьями во дворе.

Бабушка, может, злых духов из девочки выгоняла. Вам ее способности по наследству не передались?

— Возможно, что‑то и передалось. Мой друг, например, когда что‑нибудь дома теряет, всегда звонит мне. Говорит: «Как только я тебя услышу, сразу все находится». Но вот что мне точно досталось от предков, так это какая‑то мистическая связь с природой. В детстве на каникулах в деревне я убегала в лес и молилась там кому‑то, с деревьями разговаривала, давала им имена. И что любопытно: мне никогда не было страшно в лесу одной. Бывало, заплутаю, отстану от своих, тут же начинаю разговаривать с лесом, просить духов вывести меня на верную тропу. Отношение к природе как к чему‑то ­одухотворенному у всех якутов в генах, и это, конечно, отражается в наших фильмах.

Такие удивительные кадры ловят ваши операторы! Когда герой фильма «Надо мною солнце не садится» в своем видеоблоге исполняет мечты умирающего старика-отшельника, кажется, что море, небо и весь этот безлюдный остров Крайнего Севера выражают свое отношение к происходящему. Ну просто как живые существа.

— Режиссер этой проникновенной комедии Любовь Борисова сейчас снимает фильм о дружбе двух художников, якута и русского. Кстати, у нас в Якутии практически все хорошо рисуют. Чуть ли не каждый второй. Возможно, это в крови у якутов — визуализировать фантазии.

Вы тоже рисуете?

— Я в студенческом театре делала декорации к спектаклям. Как‑то на фестивале в Новосибирске жюри спрашивает: «Кто художник?» — «Альбина Данилова». — «Какая она у вас смелая». — «А почему смелая‑то?» — «Потому что стирает все каноны». А я ­просто очень торопилась, надо было успеть до премьеры, мне было не до теории, не до изучения канонов, поэтому декорации получились, мягко говоря, нестандартными. Самобытными.

Якутское кино во многом делается не по стандартам, ваши режиссеры мыслят очень творчески. Но не от незнания же канонов?

— Такова наша ментальность. Суровые зимы веками заставляли якутов мыслить креативно, чтобы выжить. При этом отдаленность людей друг от друга большими расстояниями, несобытийность, монотонность буден (сенсорный голод по‑научному) заставляли, с одной стороны, с интересом наблюдать за всем, что происходит в природе, а с другой — пытаться заглянуть за горизонт, нарисовать в своем воображении придуманный мир. Все это развивало в детях любознательность, художественные способности. Но мне кажется, самое главное в этой истории то, что люди жаждали узнать что‑то новое от каждого проезжего путника и при встрече в качестве приветствия говорили друг другу: «Кэпсээ!» («Рассказывай!»). Мы и сейчас так говорим, это традиционное якутское обращение  вместо «Как ты?» или «Как дела?». И человек начинает рассказывать. В старину самые красивые, ­мудрые и увлекательные рассказы получались у сказителей-олонхосутов, теперь — у сценаристов и режиссеров. Кинематографисты шутят: у нас половина республики снимает кино, а другая половина смотрит. И это действительно так.

#фильм #кино #кинофестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7310) от 01.12.2022 под заголовком «Человек, как дела? Рассказывай».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?