Примерка у императрицы. Продолжается воссоздание покоев Екатерины II в Царском Селе

Музей-заповедник «Царское Село» — лидер в области реставрации и воссоздания уникальных исторических интерьеров: Янтарная и Агатовые комнаты, Лионский зал, церковь Екатерининского дворца… Три года назад было объявлено о новом проекте — «Екатерина II. Личное пространство». Речь идет о воссоздании восьми интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца. Журналистам представили очередной этап работ.

Примерка у императрицы. Продолжается воссоздание покоев Екатерины II в Царском Селе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

За последний год мы заметно продвинулись вперед, — говорит заместитель директора по реставрации ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева. — Элементы художественного декора пяти первых комнат изготовлены практически полностью, начался их монтаж на стены, потолки и полы. На основании тех фрагментов, что уже установлены, можно представить себе блеск и утонченную изысканность убранства интерьеров личных комнат Екатерины II.

У этих комнат — Синий (Табакерка), Зеркальный и Серебряный кабинеты, Опочивальня, Купольный и Китайский залы, Туалетная и Рафаэлевская комнаты — не было аналогов. Императрица пожелала видеть их не похожими на парадную анфиладу дворца. По ее воле Камерон и Кваренги создали интерьеры в новом стиле, без пышной позолоты. В их отделке использовались цветное стекло, золоченая бронза, серебро, фаянсовые плакетки, мастика, живопись, китайские лаки. Венценосная заказчица считала свои комнаты превосходными.

Они были разрушены в годы войны. В 1990‑х комнатам вернули архитектурные объемы, но без отделки и использовали для временных выставок. Проект пяти утраченных помещений был выполнен Александром Кедринским в 1960 – 1980‑е годы, но музей не приступал к восстановлению изысканных интерьеров из‑за большой сложности и высокой стоимости работ.

Финансовую поддержку не в первый раз оказал давний партнер музея ПАО «Газпром». За воссоздание уникального убранства комнат Екатерины взялись специалисты Царскосельской янтарной мастерской. Процесс реставрации сопровождает научно-исследовательская работа. Каждый элемент декоративного убранства воссоздается на основании архивных документов, описаний, автохромов, акварелей, черно-белых фотографий и подлинных сохранившихся фрагментов.

Зубовский2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Основываясь на новых данных, архитекторы откорректировали проект, выполненный Александром Кедринским, и разработали проект воссоздания декоративного убранства трех оставшихся помещений — Китайского зала, Туалетной и Рафаэлевской комнат.

Художественные и архитектурные элементы для Зубовского флигеля создаются на площадке Царскосельской янтарной мастерской в Тярлеве. Только декоративных золоченых металлических деталей для всех интерьеров изготовлено более десяти тысяч — орлы, цветы, листья, вазы, геометрические узоры, веточки дуба.

Проект самый сложный из всего, что мы когда‑либо делали, — сказал на встрече с журналистами директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. — Все виды отделки, которые можно придумать, здесь есть — стекло, фарфор, керамика, паркет, живопись… Основные работы ведутся в мастерских. Сегодня знаковый для нас день. Впервые мы собрали элементы декора в интерьерах. Сделали экспозицию, интересную для вас и для нас.

Тут надо пояснить: в Зубовском корпусе работы ведутся одновременно в восьми помещениях. Они на разных этапах. Так, если в Серебряном кабинете остались последние штрихи, то в завершающих покои Екатерины маленьких комнатах — Рафаэлевской и Туалетной — восстановлены только исторические габариты.

В некоторых помещениях идет «примерка» элементов декора. В Купольном зале установлено несколько деревянных колонн с росписью, имитирующей дорогой камень порфир. Их разберут и вернут, когда на пол уложат паркет. До финала осталось немного. Уже завершены живописная роспись и скульптурное убранство купола. Это творчество современных мастеров, исторической иконографии не сохранилось.

В Китайском зале на полу вдоль стен — картоны с эскизами плафона. На потолке фрагмент плафона, тоже «примерка». Эскиз прошел согласования. Тонкая живопись на холсте с китайскими сценами. Идет работа по изготовлению композиции в натуральную величину. И эту работу выполняют петербургские художники.

Китайский зал — самый большой среди личных покоев императрицы. Здесь возникла трудноразрешимая проблема. На исторических фотографиях видно, что значительную часть декора помещения составляли лаковые панно, покрывавшие стены зала в три яруса. По заказу музея в Китае изготовлены образцы панелей. Один в технике золотого лака, другой — в технике коромандельского (резного полихромного). С китайскими партнерами заключен договор, они запросили подробные эскизы, по которым будут изготовлены панно. Судя по объему работ и их сложности, на выполнение заказа уйдет немало времени.

Зубовский3_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Зато Серебряный кабинет уже сейчас поражает красотой. Воссозданы зеркала, живописные вставки, паркет, искусственный мрамор панелей, плафон потолка, камин каррарского мрамора. Эффект от чередующихся живописных пилястр тончайшей работы и зеркал — фантастический.

Опочивальня и Синий кабинет (Табакерка) были украшены стеклянными панелями. Стекло — гордость Екатерины, при ней его производство стало развиваться. Первый интерьер, где его применили, — Опочивальня и Синий кабинет. Главным украшением этих комнат были стекло и золоченый металл. В Опочивальне стекло аметистового и молочного цвета, в Табакерке — синее и молочное. В этих комнатах воссоздан и редкой красоты паркет с ручной гравировкой.

Практически завершено воссоздание живописного с золотом плафона на потолке Зеркального кабинета. Сюда же на историческое место вернется единственный сохранившийся элемент отделки комнат императрицы — паркет наборного дерева. Он был создан в конце XVIII века по эскизам Камерона. Во время войны немцы вывезли паркет в Германию. В 1947 году разобранные щиты нашли на элеваторе в Берлине, вернули в Царское Село. В 1970‑м была предпринята попытка реставрации. Видимо, паркет стал осыпаться. Поскольку зал не был восстановлен, его просто закрепили на щитах не в полном соответствии с рисунком. Реставрация продолжалась год. Для восполнения утрат использовались те же ценные породы дерева — палисандр, амарант, роза, клен, гранат, самшит и натуральные клеи.

Первыми в Зубовском флигеле будут завершены работы в Купольном зале, Серебряном, Зеркальном кабинетах, Табакерке и Опочивальне.


#воссоздание #Царское Село #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7243) от 30.08.2022 под заголовком «Примерка у императрицы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?