Прием вслепую. Творческие вузы готовы к дистанционным экзаменам

По ряду специальностей вузам недостаточно результатов ЕГЭ, нужны дополнительные испытания. Особенно это касается вузов, подведомственных Минкульту. К 15 июля они разместят на сайтах информацию о приеме, а пока ждут, что скажет город: все, что касается режима «коронавирусных» ограничений, в том числе «очности» экзаменов, каждый регион утверждает самостоятельно.

Прием вслепую. Творческие вузы готовы к дистанционным экзаменам | Вернуться к привычным очным экзаменам сейчас - мечта и надежда приемных комиссий. На экране компьютера и картинка меньше, и не в 3D, и энергия не передается. ФОТО Ирины КУЗНЕЦОВОЙ/ИНТЕРПРЕСС

Вернуться к привычным очным экзаменам сейчас - мечта и надежда приемных комиссий. На экране компьютера и картинка меньше, и не в 3D, и энергия не передается. ФОТО Ирины КУЗНЕЦОВОЙ/ИНТЕРПРЕСС

И некоторые ректоры заранее беспокоятся, что в случае дистанционных испытаний «прием-2020» войдет в историю как «прием вслепую».

«У нас такие уши в Консерватории...»

В обычный год в коридорах Российского института театрального искусства (Театральной академии) уже толпились бы абитуриенты - в этот раз они записывали басни-прозу-стих дома на видео и направляли в институт. Но ректор Наталья Пахомова очень надеется, что следующий тур, в августе, пройдет очно.

В Институте им. И. Е. Репина при Академии художеств категорически настроены на очные испытания, и ректор Семен Михайловский призывает абитуриентов «не надеяться на онлайн»:

- Мы это обсуждали с коллегами - с Суриковским институтом, Академией Глазунова. Для Академии художеств это просто невозможно.

На пресс-конференции в ТАСС ректор скептически отнесся к перспективе восемь часов созерцать на экране компьютера, как абитуриенты в режиме онлайн пишут (в смысле рисуют) вступительную работу. «Это профанация».

Впрочем, оговаривается: «если будет ужас-ужас» (с эпидситуацией), придется что-то придумывать. Распределить-то экзаменуемых по мастерским на должной дистанции - несложно. Но многим нужно еще добираться до Петербурга и жить здесь во время испытаний неясно в каких условиях. Это с одной стороны. С другой - а что такое «ужас-ужас»? В Академии художеств даже в 1941-м шли защиты.

В отличие от прежних лет на сей раз в институте Репина сначала примут общеобразовательные русский и литературу: «Хотим посмотреть общий уровень, это даст возможность выявить наиболее талантливых и поддержать их на творческих испытаниях».

В Академии им. А. Л. Штиглица морально готовы к онлайн-экзаменам, хотя ректор Анна Кислицына признает: еще три месяца назад сказали бы: «Это исключено».

- Музыкантам немного проще, - комментирует ректор Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Алексей Васильев. - Нам нет необходимости смотреть на абитуриента в той степени, в какой есть необходимость его слушать.

По словам Васильева, «по записи легко определить, кто имеет навыки и таланты, чтобы продолжать осваивать профессию в Консерватории, а кто не готов». Он отмечает и преимущества удаленного экзамена: можно записать хоть сто дублей и послать комиссии наилучший. «Запись нивелирует эффект «несчастного случая», когда не смог показаться во всей красе». Но, предупреждает, хитрить с монтажом записи не получится: «У нас такие уши в Консерватории! Интуитивно почувствуют».

Однако и в этом образовательном учреждении есть специальности (например, «режиссер оперы»), на которые принимать по видеозаписи как-то экзотично.

Сдавались, кто может

Академия художеств всерьез настроена не только на очные вступительные - но и на очные выпускные: перенесла на август защиты дипломов. Правда, госэкзамены, как в большинстве вузов, отменила - для всех, кроме архитекторов.

В театральном выпускники-продюсеры и театроведы защищались удаленно, в «зуме», а режиссерам и актерам посчастливилось: дипломные спектакли отыграли еще «до ковида». Правда, Наталья Пахомова сожалеет, что торжественное вручение дипломов придется перенести на осень. А зрители досадуют, что лишились традиционной «Дипломной декады» на Моховой, когда выпускники показывают свои спектакли - однако их тоже надеются представить осенью.

В Штиглица выпускники всегда защищают проекты не только презентацией, но и, как говорят, «в материале» - в этот раз пришлось пойти на компромисс. А в Консерватории, сообщает ректор Васильев, итоговые экзамены прошли в онлайне безболезненно, в записях; некоторые, говорит ректор, даже могут войти в золотые фонды учебного заведения. Но режиссерам оперного театра пришлось ограничиться защитой выпускной квалификационной работы в онлайне: никакую оперу сейчас не поставишь.

Выпавшие доходы

В Академии Штиглица в прошлом году конкурс был до 20 заявлений на место на самые популярные «дизайнерские» специальности - в этом году, прогнозирует Анна Кислицына, конкурс может уменьшиться: потенциальные абитуриенты из регионов, возможно, предпочтут отсидеться дома.

В театральном в этом году 157 бюджетных мест, уже получено около 2800 заявлений, но в прошлом году было 8 тысяч.

И непонятно, что с внебюджетными студентами. У творческих вузов до половины дохода давали «платные» студенты и иностранцы, а сейчас, говорит ректор Пахомова, «средства у людей ограничены». И, добавляет ректор Михайловский, «границы закрыты, не будет европейцев, китайцев, американцев».

Это называется «выпавшие доходы», а именно на внебюджет вузы делают ремонты и выполняют майские указы президента о зарплате преподавателей.

- Мы не теряем оптимизм, государство приняло решение, что в вузы придет дополнительное бюджетное финансирование, ожидаем его в июле, - отмечает Анна Кислицына. - Если расчеты покажут, что вузы понесут серьезные потери, возможно, будут еще какие-то дополнительные меры.

- Мы тоже чего-то просим. К нам хорошо относится министерство, но надежд немного. Вот не отняли бы - это было бы уже хорошо, - формулирует Семен Михайловский.

Если августовские экзамены будут проходить только дистанционно, то условная Фрося Бурлакова, в чьей глухой деревне не ловит связь, отправится хотя бы в поселок, где со связью лучше. И, возможно, в тамошней администрации ей помогут записать громогласное «Вдо-о-оль по Питерской». Если Фрося играет на контрабасе (почему нет?) - то либо переть его в поселок, либо надеяться, что в населенном пункте найдется свой контрабас. В любом случае это будет приключение, достойное «Приходите завтра-2».

Если город согласится на «очное», ректор Консерватории предвидит другие сложности. В удаленных пунктах эпидситуация полегче - и кто-то не решится ехать на экзамены в крупные города, где риск выше.

Семен Михайловский полагает, что «наверху», конечно, пусть решают, но руководители вузов должны брать ответственность решения и на себя:

- У наших вузов фантастическая история. У нас ответственность перед людьми, которые здесь работали и поддерживали высокий уровень, и наша задача - этот уровень не опустить. Пандемии проходят, а учебные заведения остаются.

#поступление #Университет #творчество #вузы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (6710) от 02.07.2020 под заголовком «Прием вслепую».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?