Президентская библиотека представила коронационные альбомы российских императоров

Все, кто мало-мальски знаком со спецификой деятельности Президентской библиотеки, знают, что ее богатейшие фонды — практически полностью электронные, состоят из оцифрованных печатных произведений. Тем более любопытно было увидеть на устроенной здесь выставке раритеты в их исходном, невиртуальном виде. Да еще такие жемчужины, которым могут позавидовать иные крупные библиотеки!

Президентская библиотека представила коронационные альбомы российских императоров | Среди экспонатов выставки — жалованные грамоты на возведение в дворянское достоинство./ФОТО АВТОРА

Среди экспонатов выставки — жалованные грамоты на возведение в дворянское достоинство./ФОТО АВТОРА

Приоткроем небольшой секрет: когда в 2009 году библиотека только открывалась, эти издания специально для нее были приобретены одним из крупных российских банков на международном аукционе «Кристи». Они‑то и стали основой ее коллекции.

Выставка посвящена правлению династии Романовых, поэтому все, что на ней представлено, так или иначе связано с царской семьей. В первую очередь это книги из личной библиотеки императрицы Марии Федоровны — супруги императора Павла Петровича. Они на французском языке, напечатаны в Париже: одна из них посвящена истории Марокко, другая — наблюдениям за атмосферой.

Альбом «Сто рисунков из сочинений Гоголя», раскрытый на иллюстрации к «Мертвым душам», — из коллекции великого князя Константина Константиновича, известного под поэтическим псевдонимом К. Р. Автором был совершенно позабытый ныне художник и рисовальщик-иллюстратор Александр Агин. Примечательно, что он был внебрачным сыном отставного ротмистра кавалергардского полка участника войны 1812 года Алексея Елагина, потому и получил «усеченную» фамилию.

В одной из соседних витрин — издание с экслибрисом великого князя Константина Николаевича, управляющего Морским министерством. Кстати, название принадлежавшей ему книги, изданной в 1853 году, звучит достаточно современно: «Руководство к распознаванию, лечению и предохранению себя от болезней, происходящих от умственных занятий и сидячей жизни, составленное для образованного класса людей».

Настоящие сокровища — богато иллюстрированные коронационные альбомы российских императоров. В них детальное описание церемоний коронации и всех сопутствовавших торжеств, длившихся не меньше недели, — аудиенций, обедов, балов, фейерверков и прочих увеселений.

Отпечатанное в 1744 году в типографии Императорской академии наук в Петербурге «Описание коронации Елизаветы Петровны» — одно из самых роскошных и парадных русских иллюстрированных изданий XVIII века. В его оформлении участвовали лучшие граверы и художники. Был даже составлен проект специального указа, повелевавшего «взять во все коллегии, канцелярии и конторы по одной книге, а притом и в каждую губернию по рассмотрению послать по некоторому количеству экземпляров, как для продажи партикулярным охотникам, так и для рассылки по городам, канцеляриям, магистратам и знатным монастырям».

Одним из самых редких изданий считается представленное на выставке «Описание коронации Николая I» — в первую очередь из‑за неблагоприятных обстоятельств, сопутствовавших этому событию. Из-за восстания декабристов и смерти вдовствующей императрицы Елизаветы Алексеевны церемония дважды откладывалась. В итоге выпуск альбома перенесли за рубеж, там его издали очень небольшим тиражом, который впоследствии разошелся среди узкого круга высокопоставленных лиц, присутствовавших на коронации.

Шедевром полиграфического искусства XIX столетия стало роскошное описание коронации Александра II и императрицы Марии Александровны, вышедшее в Париже в 1856 году. В его оформлении участвовали российские живописцы Михаил Зичи (за акварели к коронационному альбому он был удостоен звания академика) и Василий Тимм, а также французские художники и литографы.

И, наконец, здесь можно увидеть последний в истории Российской империи «Коронационный сборник». Он был выпущен в 1899 году — к торжественному коронованию Николая II и императрицы Александры Федоровны. Над ним работали известные историки, библиографы и библиофилы, а оформлением занимались такие мастера искусства, как Валентин Серов, Александр Бенуа, Виктор Васнецов, Илья Репин, Николай Самокиш… В продажу этот двухтомник не поступал, но сразу после его выхода в свет антиквары и букинисты оценили его в тысячу рублей. Едва ли какая‑нибудь книга в Российской империи стоила тогда дороже.

#библиотека #выставка #экспонаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7367) от 03.03.2023 под заголовком «Церемонии во всех подробностях».


Комментарии