Превращаемся в провинцию? Президент фонда «Музыкальный Олимп» – о культурной жизни Петербурга

Парад победителей лучших международных музыкальных конкурсов классической музыки в двадцать четвертый раз прошел на фестивале «Музыкальный Олимп». Скрипачи, пианисты, виолончелисты, певцы, исполнители на многих других инструментах из разных стран мира выступили в Большом зале Филармонии, Академической капелле и Концертном зале Мариинского театра. В этом году свое искусство здесь демонстрировали сразу три девушки-дирижера. Президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина НИКИТИНА рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, как болеет все эти годы за свой любимый фестиваль и как тревожит ее провинциализация музыкальной культуры Петербурга.

Превращаемся в провинцию? Президент фонда «Музыкальный Олимп» – о культурной жизни Петербурга | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

- В этом году в афише «Музыкального Олимпа» вокалистов меньше обычного. Но обе участницы - россиянки. Фиксируете тенденцию?

- Год на год не приходится. Помните, в 1998 или 1999 годах большинство участников были азиаты. В этом году больше русских музыкантов - так звезды сошлись, и это очень хорошо. Русские певцы сегодня заняли мировую сцену, сильно потеснив итальянцев.

- Это говорит о хорошей вокальной школе, которую можно получить в России, или о пассионарности россиян, завоевывающих мировое пространство?

- О пассионарности прежде всего. О школе трудно говорить однозначно. Нашим певцам еще в Советском Союзе всегда предлагали стажировку в Италии. Экспансия русских оперных певцов - свидетельство открытости мира, возникшей после перестройки. Вокальный мир стал у нас ярче инструментального именно в эти годы. Много педагогов-инструменталистов уехали из страны в 1990-е. Сегодня мало какой скрипач обойдется без Захара Брона, но для этого нужно ехать учиться туда. У певцов немного по-другому строится карьера, когда мы говорим, что музыкант - это уже национальность.

- В России певцы продолжают получать прочную школьную базу, а за рубеж отправляются шлифовать язык...

- ...и учиться петь пиано. Но такой феномен, как Юлия Лежнева, как объясните? Впрочем, если бы она не отправилась в Лондон учиться к Деннису О’Нилу, неизвестно, как сложилась бы ее судьба. Пианист Люка Дебарг отрицательно отзывается о французском музыкальном образовании, упрекает его в сплошных догмах, где во главу угла ставится только техника, а музыкой не занимаются. Но, когда мы говорим о «русской школе», думаю, что в Америке или Германии этой школы едва ли не больше, чем у нас. В этом наше огромное упущение. В Москве, конечно, еще остались какие-то педагоги.

- Сегодня вопрос сохранения знаменитой системы музыкального образования в России обострился до предела. Кому нужны такие «реформы», которые сокращают часы, усиливают бюрократическое начало?

- Честно говоря, не понимаю, кому в голову пришло такое. Зачем разрушать систему, которая принесла и продолжает приносить миру столько победителей? По внедренному ЕГЭ мы видим отчетливо, с какой скоростью ухудшается качество обучения в общеобразовательной школе. Реформировать ничего не надо - надо помочь уцелеть тому, что сохранилось. У меня сложилось впечатление, что в министерстве работают очень много непрофессионалов. Возникает ощущение, что мы живем не «ради», а «вопреки». Может быть, русскому характеру, конечно, и требуется такое сопротивление, но нельзя же так утомлять народ.

- Денис Мацуев активно старается поддерживать систему, из которой вышел сам.

- Если бы ее не было, не было бы и феномена Дениса. Фонд «Новые имена» активно поддерживал его с самого начала. Сегодня музыкант отдает долги как благодарный ученик. Я тоже считаю, что человеку все дается как аванс, а потом он отдает то, что может. Вся моя деятельность осуществляется по такому принципу.

- Несмотря на тревожные сигналы реформ, в России в последние годы увеличилось число всевозможных детских и юношеских конкурсов, флагманом среди которых является телевизионный «Щелкунчик». В Европе ситуация с детскими конкурсами несколько сложнее: детей там как бы уберегают от чрезмерных нагрузок.

- В Китае, где прижилась советская система музыкального образования, детей не берегут. Знаменитого пианиста Лан Лана с 9 лет возили по конкурсам. «Щелкунчик», которому уже почти 20 лет, - мой любимый проект. Он стоит особняком среди телеконкурсов, потому что это не шоу, выпускающее музыканта в тираж. Раньше «Щелкунчик» был активно русским, а сегодня стал международным. Он показывает, насколько ребенок уже профессионал и способен дальше работать.

- Насколько детям полезен конкурс?

- Конкурс для детей - конкурс умных родителей. Если родители хотят своего ребенка настроить на то, чтобы «играть как та или иная звезда», быстрее и громче, - этот путь мне не очень нравится. Мне ближе путь «найди себя» - только так можно сохранять индивидуальность. Нужно учиться искать себя - медленнее или быстрее, но себя! В этом ребенку должны помочь умные родители и жюри. Самое важное - сохранить здорового человека, а не вырастить болезненного, самовлюбленного, у которого в случае поражения сразу возникает драма в душе.

- Случай с «победой» дочери Алсу - из другой «оперы», но, кажется, тоже из серии родительских амбиций?

- Если мы считаем, что любим свою собаку за ее тридцать медалей, а радости общения с нею нет, это не любовь. Либо ты декорируешь, либо делаешь все для того, чтобы ребенок состоялся без подтасовок и обмана. Депрессии и разочарования происходят от того, что люди вовремя себя не находят, теряют возможность состояться, в них процветают разные комплексы. Но комплексы могут развиваться не только через отрицание - «ты самый худший», но и, наоборот, - через «ты же самый лучший»!

- Живя на две столицы, вы наверняка замечаете, как сильно стала отличаться интенсивность музыкальной жизни, яркость филармонических событий на протяжении всего сезона в Москве и Петербурге.

- С печалью должна с вами согласиться. С какой-то бешеной скоростью и непонятно, почему даже при наличии Мариинского театра с его тремя залами эта жизнь в Петербурге скатывается в нечто провинциальное. Если такими темпами все будет развиваться и дальше, город потеряет и вес, и лицо, станет лишь площадкой для аренд. Мне могут возразить и сказать, что у нас на Дворцовой площади поют. Я не против такого концерта, но это не показатель уровня подлинной культуры. Для гостей города - может быть. Но культурная почва для города - абонементы, гастрольная афиша на два-три года вперед. Ежедневная музыкальная жизнь должна показывать уровень города, его платежеспособность. Я знаю, например, что в Карнеги-холле, в цюрихском Тонхалле, в венском Музикферайне я из года в год буду встречать концерты Григория Соколова, Андраша Шиффа, Евгения Кисина, Рудольфа Бухбиндера, Маурицио Поллини, Марты Аргерих. У нас же только Соколов будет всегда и Шифф благодаря деятельности фонда «Музыкальный Олимп». Почему у нас никогда не играл пианист Аркадий Володось? Почему на концерте Ефима Бронфмана нет публики, почему не выступает Игорь Левит, которыми Запад восторгается, а мы - нет? Гастрономическая и ресторанная культура у нас ведь как-то развивается...

- Как изменить ситуацию?

- Надо думать. Взять тот же Культурный форум. Назовите мне три-пять достойных проектов, которые родились на этом форуме? Да, проходят интересные выставки и встречи. Но Россия огромная! И такой проект мог бы быть всероссийским, выстраиваясь в эстафету городов. За счет подобного форума каждый город мог бы подниматься. Я не понимаю, на ком сегодня держится культурная политика Петербурга. Частные инициативы здесь не очень поддерживаются, а их нужно обязательно поддерживать хотя бы добрым словом. Но мы все равно живем в самом прекрасном городе в мире...

Читайте также о том, что фестиваль STEREOLETO объявил последнюю волну артистов

#Мариинский театр #Музыкальный Олипм #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6454) от 06.06.2019 под заголовком «Есть ли жизнь на Олимпе?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...