«Позволь мне замерзнуть». В российский прокат выходит фильм «Отец»

Сегодня в широкий прокат в России выходит фильм «Отец». Снял фильм француз Флориан Зеллер по мотивам собственной пьесы, за которую был удостоен премии Мольера. «Отец» –часть трилогии, в которой еще две части: «Мать» и «Сын».

«Позволь мне замерзнуть». В российский прокат выходит фильм «Отец» |

Зеллеру 42 года. Свой первый роман «Искусственный снег» он опубликовал в 22. Дебют был успешным, впоследствии Зеллер написал еще два романа, но в последнее время переключился на драматургию. Критики называют его самым ярким и талантливым драматургом нашего времени. «Отец» – его режиссерский дебют. И сразу успех: шесть номинаций на «Оскар» (в этом году из-за пандемии церемония пройдет позже обычного – 26 апреля).

Действие происходит в наши дни в Лондоне. По улице спешит женщина средних лет – не сказать, что красавица, но милая, элегантно одетая. Звучит ария Гения Холода из оперы Генри Перселла: «Посмотри – я недостаточно крепок и очень стар, Мне не вынести этот сильный мороз. Я едва могу двигаться или дышать. Позволь мне, позволь мне, позволь мне замерзнуть вновь, замерзнуть насмерть». Мы оказываемся в квартире – старой, добротной, красивой. В кресле сидит старик в наушниках. Он слушает Перселла. Оказывается, мы слышали арию его ушами. Словно проникли в его голову.

Старика зовут Энтони. Ему 83 года. Анна – его дочь. Она тревожится из-за него, ведь в последнее время он стал многое забывать, путать. Он не уживается ни с одной сиделкой, считая, что вполне может справиться со всем сам. Ей же надо уезжать в Париж – это последний шанс устроить личную жизнь...

Собираясь снимать картину, Зеллер изначально ориентировался на британского актера Энтони Хопкинса. Кстати, в фильме говорится о дне рождения героя – 31 декабря 1937 года. Это дата рождения и Хопкинса.

То, что Хопкинс сделал в этой роли, кажется, за гранью актерского ремесла. Он сыграл – лаконично, точно, без сентиментальных «слезовыжимательных» штампов – историю распада личности. Превращение некогда красивого, умного и сильного духом человека в руину. Постепенно, капля за каплей, а затем все стремительнее уходит память, темнеет разум, путаются причинно-следственные связи, искажается реальность... Ускользает жизнь. Энтони в фильме постоянно теряет свои часы и потом ищет их, а, находя, успокаивается. Словно отчаянно пытается удержать время, которого у него почти не осталось.

Хопкинс показывает, как человек поначалу сопротивляется болезни, впадает в гнев, потом испытывает ужас и наконец принимает происходящее с ним так же безропотно, как дерево поздней осенью на ветру сбрасывает листья. А в финале, сжавшись в комок, горько плачет на груди у сиделки, которую много раз путал с дочерью, повторяя: «Я хочу к маме. Я хочу домой. Заберите меня отсюда!».

Оливия Колман, сыгравшая его дочь Анну, номинирована на «Оскар» за роль второго плана. Созданный ею образ тоже сложный и многоплановый. Она разрывается между чувством долга и желанием личного счастья. Анна любит отца, ей больно видеть, как он уходит, она кротко сносит его капризы. Но все же сдает его в дом престарелых. Тот, кто жил с больными деменцией, вряд ли сможет осудить ее. Но от этого не легче.

Фильмов о деменции в последние годы снимается немало. Можно вспомнить «Любовь» Михаэля Ханеке с Жаном-Луи Трентиньяном и Эммануэль Ривой. «Все еще Элис» Ричарда Глэтцера и Уоша Уэстморленда с Джулианной Мур. Наконец, недавно вышедший на наши экраны фильм «Супернова» Гарри Маккуина с блестящим актерским дуэтом Колина Ферта и Стэнли Туччи.

В чем новизна «Отца»? В том, что мы видим историю глазами впадающего в слабоумие Энтони, поначалу не понимая, что происходит. Почему в его квартире вдруг оказывается посторонний мужчина, который вольготно сидит в кресле, читая газету? Почему вместо дочери, ушедшей в магазин, с покупками возвращается совсем другая женщина? И почему утверждает, что она – Анна? И почему же так давно не приходит и даже не звонит вторая дочь?

Иногда кажется, что нам удалось собрать реальность, как пазл, восстановить причинно-следственные связи. Но уже в следующем эпизоде понимаем – увы, в пазле опять не хватает каких-то фрагментов.

Фильм, скорее, похож на телеспектакль. Действие в большинстве своем происходит в одной квартире, хотя она, как и вся реальность в картине, словно мерцает, неуловимо меняясь в деталях.

В чем преимущество фильма перед театральными постановками? Конечно, в крупных планах. Энтони Хопкинс подчас играет подступающее безумие одним только взглядом. И в некоторых сценах его знаменитые блестящие ярко-голубые пронизывающие насквозь глаза словно гаснут, становятся мутными.

В интервью артист рассказывал, что, работая над ролью, вспоминал своего отца. Сам же – ровесник своего героя – к счастью, в здравом уме и твердой памяти. Пребывая в ковидный год на карантине, он открыл для себя соцсети и невероятно быстро стал звездой «Инстаграма» и даже мгновенно завоевал популярность в молодежном «Тик-Токе». У него 2 миллиона 800 тысяч подписчиков. Хопкинс шутит, гримасничает, показывая, как сходит с ума от карантина, читает монологи из Шекспира, играет на пианино сочиненные лично мелодии, разговаривает с любимым котом Нибло и даже танцует под зажигательные латиноамериканские ритмы. Хорошо бы, если б все старели так, как он.

#фильм #кино #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (6904) от 15.04.2021 под заголовком ««Позволь мне замерзнуть»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?