Познать меру всех вещей

В дни осенних школьных каникул в нашем городе вновь состоится фестиваль «Детские дни в Петербурге». Как и в предыдущие годы, музеи-участники подготовят специальные программы, придумают игры и много всего интересного. За одиннадцать лет существования этот фестиваль стал неотъемлемой частью культурного пространства Петербурга. Наш корреспондент расспросила координатора музейных программ Ирину КЕЛЬНЕР о том, что ждет юных петербуржцев в этом году.

Познать меру всех вещей  | ФОТО Bildagentur Zoonar GmbH/shutterstock.com

ФОТО Bildagentur Zoonar GmbH/shutterstock.com

– Какая тема заявлена на этот раз?

– Тема фестивальной игры-путешествия в этом году – «Мера всех вещей». Ее можно трактовать очень широко, но мы предложили авторам маршрутов сосредоточиться на образе «Витрувианского человека» Леонардо Да Винчи. Ребенок исследует и познает мир, двигаясь, играя, трогая, пробуя, примеряя на себя, передразнивая и имитируя. Для него очень естественно сопоставлять вещи и явления с собственным телом. Об этом и будет игра этого года: как устроено тело, как оно работает, как его строение и пропорции задают масштаб и форму производимых человеком вещей.


– Летом в Зеленогорске прошел семинар «Детские стратегии познания в пространстве музейной экспозиции». Какие важные тезисы удалось сформулировать по итогам семинара?

– Это в большей степени обучающее и практическое мероприятие, поэтому результатом семинара стали не тезисы, а новые версии маршрутов по музеям. Такие семинары мы устраиваем каждый год. В первом туре конкурса на участие в основной программе «Детских дней» мы отбираем авторов лучших 26 – 30 заявок и приглашаем их на семинар.

В течение первых дней участники слушают лекции и работают вместе в практикумах, которые проводят эксперты в области педагогики, психологии и музейного дела. Затем все делятся на группы, цель которых – совместно придумать единую концепцию маршрута по нескольким музеям, договориться о том, какие общие, сквозные идеи, приемы и образы будут объединять задания во всех музеях и какие аспекты темы берется раскрыть каждый музей в своей экспозиции. В конце семинара все группы представляют свои наработки, отвечают на вопросы и выслушивают соображения коллег.

А затем уже с учетом договоренностей внутри группы номинанты пишут новые версии маршрутов по своим музеям и присылают их на второй тур конкурса, в результате которого в игре должно остаться только 20 музеев.


– Можете с ходу ответить на вопрос: современные дети, какие они?

– Забавно, что с этого же вопроса начал свой разговор на последнем семинаре педагог и психолог Дима Зицер. Что тут можно сказать? Наверное, за последние годы у детей сильно изменились возможности, и это влияет на их реакции, интересы, поведение. Но мне кажется, важнее то, что базовые, глубинные запросы остались теми же, какими были всегда, – найти среду, в которой тебе комфортно, найти тех, кому ты интересен, проявить себя и реализовать свои способности. Поэтому, наверное, не надо изобретать каких-то новых подходов к современным детям. Но полезно разговаривать с ними искренне и видеть в них полноправных и полноценных собеседников.


– А каким, по-вашему, должно быть сегодня образование?

– Если коротко, то можно заставить человека выучить отдельно дорогу из пункта А в пункт Б, из пункта В в пункт Г. А можно научить ориентироваться на местности. Карта знаний, которые могут потребоваться современному человеку, постоянно меняется, и в такой ситуации заучивать отдельные «тропинки» не слишком эффективно. А чтобы начать ориентироваться, вероятно, надо приучить себя отвечать на вопросы «где я сейчас?», «куда я хочу попасть?» и «что мне для этого понадобится?».


– Как заинтересовать ребенка искусством? В чем специфика текстов об искусстве для детей?

– Наверное, для начала надо интересоваться искусством самому. Или вспомнить те вещи, которые когда-то вызвали у вас живой отклик. Если делиться с ребенком своими впечатлениями, эмоциями, пытаться вместе находить ответы на вопросы, которые у вас возникают, вы создадите пространство для диалога. Важно, чтобы это был именно разговор на равных, где у ребенка такая же возможность высказаться, что и у взрослого. Ну и, как пишет Франсуаза Барб-Галль, автор, наверное, лучшей книжки на эту тему, способность видеть – это редкая радость. И развивается она в тех случаях, когда у человека есть возможность самому выбирать, на что и как смотреть.

В текстах об искусстве для детей эта свобода выбора и пространство для диалога также необходимы. Мы не просто излагаем какие-то сведения, важно дать возможность что-то прожить и почувствовать. А для этого нужно, чтобы ребенку было с этим текстом комфортно, чтобы там оставалось место для исследования, эксперимента, для задавания самостоятельных вопросов и для необязательных ответов.


– Чему вы сами научились за пять лет своей работы в качестве куратора фестиваля?

– Учимся мы все время – налаживать коммуникацию между очень разными музеями, находить формы игры, интересные детям и приемлемые для музейного пространства, учитывать восприятие ребенка, участие родителей и мотивацию музейных смотрителей...

Фестиваль изначально имел две цели: подарить петербургским детям большое событие и научить работников музеев общаться с детской аудиторией, видеть в детях не опасность для экспонатов, а своих главных зрителей и слушателей. При этом предполагалось, что музейщики – это активные участники процесса, соавторы игры, а дети и родители – «пользователи», те, для кого это все придумывается и создается.

Но со временем нам все больше становится понятно, как важна обратная связь, участие посетителей как в жизни нашего проекта, так и в жизни музеев. Если дети и родители становятся полноправными участниками диалога, мы получаем совершенно фантастический ресурс для исследования, осмысления хранящихся в музеях знаний и для творчества, конечно. Хочется научиться вести этот диалог так, чтобы все стороны слышали друг друга и признавали друг за другом право на различие в точках зрения.


– Какие будут новшества в этом году?

– В этом году мы рассчитываем предложить сразу несколько спецпроектов. Например, в рамках лаборатории «Подростки музеям, музеи – подросткам» совместно со школой документального театра «Вместе» (https://vk.com/teatr.vmeste) мы планируем в одном из музеев создать документальный аудиоспектакль. Там все, начиная с драматургии и заканчивая исполнением ролей, будет делаться силами группы подростков, взрослые выступят в роли кураторов. Мы выбрали именно аудиопостановку, потому что такой спектакль может существовать в музее и после фестиваля.

Еще один интересный проект – городской квест, который мы разрабатываем совместно с Музеем Суворова. Что будет в параллельной программе, мы сами узнаем чуть позже, но не сомневаемся, что в ней появятся новые для фестиваля места и оригинальные идеи.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (5548) от 21.09.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.