Познать меру всех вещей

В дни осенних школьных каникул в нашем городе вновь состоится фестиваль «Детские дни в Петербурге». Как и в предыдущие годы, музеи-участники подготовят специальные программы, придумают игры и много всего интересного. За одиннадцать лет существования этот фестиваль стал неотъемлемой частью культурного пространства Петербурга. Наш корреспондент расспросила координатора музейных программ Ирину КЕЛЬНЕР о том, что ждет юных петербуржцев в этом году.

Познать меру всех вещей  | ФОТО Bildagentur Zoonar GmbH/shutterstock.com

ФОТО Bildagentur Zoonar GmbH/shutterstock.com

– Какая тема заявлена на этот раз?

– Тема фестивальной игры-путешествия в этом году – «Мера всех вещей». Ее можно трактовать очень широко, но мы предложили авторам маршрутов сосредоточиться на образе «Витрувианского человека» Леонардо Да Винчи. Ребенок исследует и познает мир, двигаясь, играя, трогая, пробуя, примеряя на себя, передразнивая и имитируя. Для него очень естественно сопоставлять вещи и явления с собственным телом. Об этом и будет игра этого года: как устроено тело, как оно работает, как его строение и пропорции задают масштаб и форму производимых человеком вещей.


– Летом в Зеленогорске прошел семинар «Детские стратегии познания в пространстве музейной экспозиции». Какие важные тезисы удалось сформулировать по итогам семинара?

– Это в большей степени обучающее и практическое мероприятие, поэтому результатом семинара стали не тезисы, а новые версии маршрутов по музеям. Такие семинары мы устраиваем каждый год. В первом туре конкурса на участие в основной программе «Детских дней» мы отбираем авторов лучших 26 – 30 заявок и приглашаем их на семинар.

В течение первых дней участники слушают лекции и работают вместе в практикумах, которые проводят эксперты в области педагогики, психологии и музейного дела. Затем все делятся на группы, цель которых – совместно придумать единую концепцию маршрута по нескольким музеям, договориться о том, какие общие, сквозные идеи, приемы и образы будут объединять задания во всех музеях и какие аспекты темы берется раскрыть каждый музей в своей экспозиции. В конце семинара все группы представляют свои наработки, отвечают на вопросы и выслушивают соображения коллег.

А затем уже с учетом договоренностей внутри группы номинанты пишут новые версии маршрутов по своим музеям и присылают их на второй тур конкурса, в результате которого в игре должно остаться только 20 музеев.


– Можете с ходу ответить на вопрос: современные дети, какие они?

– Забавно, что с этого же вопроса начал свой разговор на последнем семинаре педагог и психолог Дима Зицер. Что тут можно сказать? Наверное, за последние годы у детей сильно изменились возможности, и это влияет на их реакции, интересы, поведение. Но мне кажется, важнее то, что базовые, глубинные запросы остались теми же, какими были всегда, – найти среду, в которой тебе комфортно, найти тех, кому ты интересен, проявить себя и реализовать свои способности. Поэтому, наверное, не надо изобретать каких-то новых подходов к современным детям. Но полезно разговаривать с ними искренне и видеть в них полноправных и полноценных собеседников.


– А каким, по-вашему, должно быть сегодня образование?

– Если коротко, то можно заставить человека выучить отдельно дорогу из пункта А в пункт Б, из пункта В в пункт Г. А можно научить ориентироваться на местности. Карта знаний, которые могут потребоваться современному человеку, постоянно меняется, и в такой ситуации заучивать отдельные «тропинки» не слишком эффективно. А чтобы начать ориентироваться, вероятно, надо приучить себя отвечать на вопросы «где я сейчас?», «куда я хочу попасть?» и «что мне для этого понадобится?».


– Как заинтересовать ребенка искусством? В чем специфика текстов об искусстве для детей?

– Наверное, для начала надо интересоваться искусством самому. Или вспомнить те вещи, которые когда-то вызвали у вас живой отклик. Если делиться с ребенком своими впечатлениями, эмоциями, пытаться вместе находить ответы на вопросы, которые у вас возникают, вы создадите пространство для диалога. Важно, чтобы это был именно разговор на равных, где у ребенка такая же возможность высказаться, что и у взрослого. Ну и, как пишет Франсуаза Барб-Галль, автор, наверное, лучшей книжки на эту тему, способность видеть – это редкая радость. И развивается она в тех случаях, когда у человека есть возможность самому выбирать, на что и как смотреть.

В текстах об искусстве для детей эта свобода выбора и пространство для диалога также необходимы. Мы не просто излагаем какие-то сведения, важно дать возможность что-то прожить и почувствовать. А для этого нужно, чтобы ребенку было с этим текстом комфортно, чтобы там оставалось место для исследования, эксперимента, для задавания самостоятельных вопросов и для необязательных ответов.


– Чему вы сами научились за пять лет своей работы в качестве куратора фестиваля?

– Учимся мы все время – налаживать коммуникацию между очень разными музеями, находить формы игры, интересные детям и приемлемые для музейного пространства, учитывать восприятие ребенка, участие родителей и мотивацию музейных смотрителей...

Фестиваль изначально имел две цели: подарить петербургским детям большое событие и научить работников музеев общаться с детской аудиторией, видеть в детях не опасность для экспонатов, а своих главных зрителей и слушателей. При этом предполагалось, что музейщики – это активные участники процесса, соавторы игры, а дети и родители – «пользователи», те, для кого это все придумывается и создается.

Но со временем нам все больше становится понятно, как важна обратная связь, участие посетителей как в жизни нашего проекта, так и в жизни музеев. Если дети и родители становятся полноправными участниками диалога, мы получаем совершенно фантастический ресурс для исследования, осмысления хранящихся в музеях знаний и для творчества, конечно. Хочется научиться вести этот диалог так, чтобы все стороны слышали друг друга и признавали друг за другом право на различие в точках зрения.


– Какие будут новшества в этом году?

– В этом году мы рассчитываем предложить сразу несколько спецпроектов. Например, в рамках лаборатории «Подростки музеям, музеи – подросткам» совместно со школой документального театра «Вместе» (https://vk.com/teatr.vmeste) мы планируем в одном из музеев создать документальный аудиоспектакль. Там все, начиная с драматургии и заканчивая исполнением ролей, будет делаться силами группы подростков, взрослые выступят в роли кураторов. Мы выбрали именно аудиопостановку, потому что такой спектакль может существовать в музее и после фестиваля.

Еще один интересный проект – городской квест, который мы разрабатываем совместно с Музеем Суворова. Что будет в параллельной программе, мы сами узнаем чуть позже, но не сомневаемся, что в ней появятся новые для фестиваля места и оригинальные идеи.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (5548) от 21.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?