Познать меру всех вещей

В дни осенних школьных каникул в нашем городе вновь состоится фестиваль «Детские дни в Петербурге». Как и в предыдущие годы, музеи-участники подготовят специальные программы, придумают игры и много всего интересного. За одиннадцать лет существования этот фестиваль стал неотъемлемой частью культурного пространства Петербурга. Наш корреспондент расспросила координатора музейных программ Ирину КЕЛЬНЕР о том, что ждет юных петербуржцев в этом году.

Познать меру всех вещей  | ФОТО Bildagentur Zoonar GmbH/shutterstock.com

ФОТО Bildagentur Zoonar GmbH/shutterstock.com

– Какая тема заявлена на этот раз?

– Тема фестивальной игры-путешествия в этом году – «Мера всех вещей». Ее можно трактовать очень широко, но мы предложили авторам маршрутов сосредоточиться на образе «Витрувианского человека» Леонардо Да Винчи. Ребенок исследует и познает мир, двигаясь, играя, трогая, пробуя, примеряя на себя, передразнивая и имитируя. Для него очень естественно сопоставлять вещи и явления с собственным телом. Об этом и будет игра этого года: как устроено тело, как оно работает, как его строение и пропорции задают масштаб и форму производимых человеком вещей.


– Летом в Зеленогорске прошел семинар «Детские стратегии познания в пространстве музейной экспозиции». Какие важные тезисы удалось сформулировать по итогам семинара?

– Это в большей степени обучающее и практическое мероприятие, поэтому результатом семинара стали не тезисы, а новые версии маршрутов по музеям. Такие семинары мы устраиваем каждый год. В первом туре конкурса на участие в основной программе «Детских дней» мы отбираем авторов лучших 26 – 30 заявок и приглашаем их на семинар.

В течение первых дней участники слушают лекции и работают вместе в практикумах, которые проводят эксперты в области педагогики, психологии и музейного дела. Затем все делятся на группы, цель которых – совместно придумать единую концепцию маршрута по нескольким музеям, договориться о том, какие общие, сквозные идеи, приемы и образы будут объединять задания во всех музеях и какие аспекты темы берется раскрыть каждый музей в своей экспозиции. В конце семинара все группы представляют свои наработки, отвечают на вопросы и выслушивают соображения коллег.

А затем уже с учетом договоренностей внутри группы номинанты пишут новые версии маршрутов по своим музеям и присылают их на второй тур конкурса, в результате которого в игре должно остаться только 20 музеев.


– Можете с ходу ответить на вопрос: современные дети, какие они?

– Забавно, что с этого же вопроса начал свой разговор на последнем семинаре педагог и психолог Дима Зицер. Что тут можно сказать? Наверное, за последние годы у детей сильно изменились возможности, и это влияет на их реакции, интересы, поведение. Но мне кажется, важнее то, что базовые, глубинные запросы остались теми же, какими были всегда, – найти среду, в которой тебе комфортно, найти тех, кому ты интересен, проявить себя и реализовать свои способности. Поэтому, наверное, не надо изобретать каких-то новых подходов к современным детям. Но полезно разговаривать с ними искренне и видеть в них полноправных и полноценных собеседников.


– А каким, по-вашему, должно быть сегодня образование?

– Если коротко, то можно заставить человека выучить отдельно дорогу из пункта А в пункт Б, из пункта В в пункт Г. А можно научить ориентироваться на местности. Карта знаний, которые могут потребоваться современному человеку, постоянно меняется, и в такой ситуации заучивать отдельные «тропинки» не слишком эффективно. А чтобы начать ориентироваться, вероятно, надо приучить себя отвечать на вопросы «где я сейчас?», «куда я хочу попасть?» и «что мне для этого понадобится?».


– Как заинтересовать ребенка искусством? В чем специфика текстов об искусстве для детей?

– Наверное, для начала надо интересоваться искусством самому. Или вспомнить те вещи, которые когда-то вызвали у вас живой отклик. Если делиться с ребенком своими впечатлениями, эмоциями, пытаться вместе находить ответы на вопросы, которые у вас возникают, вы создадите пространство для диалога. Важно, чтобы это был именно разговор на равных, где у ребенка такая же возможность высказаться, что и у взрослого. Ну и, как пишет Франсуаза Барб-Галль, автор, наверное, лучшей книжки на эту тему, способность видеть – это редкая радость. И развивается она в тех случаях, когда у человека есть возможность самому выбирать, на что и как смотреть.

В текстах об искусстве для детей эта свобода выбора и пространство для диалога также необходимы. Мы не просто излагаем какие-то сведения, важно дать возможность что-то прожить и почувствовать. А для этого нужно, чтобы ребенку было с этим текстом комфортно, чтобы там оставалось место для исследования, эксперимента, для задавания самостоятельных вопросов и для необязательных ответов.


– Чему вы сами научились за пять лет своей работы в качестве куратора фестиваля?

– Учимся мы все время – налаживать коммуникацию между очень разными музеями, находить формы игры, интересные детям и приемлемые для музейного пространства, учитывать восприятие ребенка, участие родителей и мотивацию музейных смотрителей...

Фестиваль изначально имел две цели: подарить петербургским детям большое событие и научить работников музеев общаться с детской аудиторией, видеть в детях не опасность для экспонатов, а своих главных зрителей и слушателей. При этом предполагалось, что музейщики – это активные участники процесса, соавторы игры, а дети и родители – «пользователи», те, для кого это все придумывается и создается.

Но со временем нам все больше становится понятно, как важна обратная связь, участие посетителей как в жизни нашего проекта, так и в жизни музеев. Если дети и родители становятся полноправными участниками диалога, мы получаем совершенно фантастический ресурс для исследования, осмысления хранящихся в музеях знаний и для творчества, конечно. Хочется научиться вести этот диалог так, чтобы все стороны слышали друг друга и признавали друг за другом право на различие в точках зрения.


– Какие будут новшества в этом году?

– В этом году мы рассчитываем предложить сразу несколько спецпроектов. Например, в рамках лаборатории «Подростки музеям, музеи – подросткам» совместно со школой документального театра «Вместе» (https://vk.com/teatr.vmeste) мы планируем в одном из музеев создать документальный аудиоспектакль. Там все, начиная с драматургии и заканчивая исполнением ролей, будет делаться силами группы подростков, взрослые выступят в роли кураторов. Мы выбрали именно аудиопостановку, потому что такой спектакль может существовать в музее и после фестиваля.

Еще один интересный проект – городской квест, который мы разрабатываем совместно с Музеем Суворова. Что будет в параллельной программе, мы сами узнаем чуть позже, но не сомневаемся, что в ней появятся новые для фестиваля места и оригинальные идеи.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (5548) от 21.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...