Пособие по лидерству. Чем интересен роман Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд»

Шум вокруг нового романа Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд» начался задолго до его публикации.

Пособие по лидерству. Чем интересен роман Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Были даже обвинения в плагиате. Их выдвинул историк Григорий Циденков, написав в своем блоге, что Яхина использовала в своей книге материалы, которые он публиковал в «Живом Журнале». Ответ историку распространила «Редакция Елены Шубиной», издавшая книгу.

«В романе «Эшелон на Самарканд» очень много правды, почерпнутой из архивных документов и кинохроники 1920-х годов, – объясняет свою позицию Гузель Яхина. – Список главных (но далеко не всех) первоисточников – мемуарных книг, писем, дневников – приводится в конце книги. Нет ничего удивительного в том, что другие архивные документы, которые публикуют другие авторы, рассказывают о тех же событиях и ситуациях – об эвакуационных поездах с детьми, бедственном положении детей в учреждениях и так далее».

Но претензий к автору много, даже если оставить скандал с обвинением в плагиате за скобками. Публика и «эксперты», знакомые с творчеством писательницы по роману «Зулейха открывает глаза», а больше с сериалом по нему, нередко выступали в жанре «не читал, но скажу». Дело в том, что автор в очередной раз взяла исторический материал, вроде как отделенный от нас приличной временной дистанцией, но до сих пор вызывающий споры на тему «Ты за красных или за белых?».

Думается, яростная полемика вокруг романа во многом объясняется не только и не столько его художественными достоинствами или отсутствием таковых, а тем, что Гражданская война столетней давности в общественном сознании все еще не закончена, только красные и белые теперь называются «либералами» и «патриотами». В этом смысле происходящее вокруг романа немного похоже на события в нем. С одной стороны, дело происходит сразу после Гражданской войны, с другой – персонажи по-прежнему воюют: с другими и каждый сам с собой.

1923 год. Молодой человек по фамилии Деев и женщина немногим старше него по фамилии Белая (их имен мы так и не узнаем) должны доставить пять сотен беспризорников – от грудничков до подростков – из голодной холодной Казани в сытую теплую Среднюю Азию. И это притом что у начальника эшелона Деева и комиссара Белой нет даже детской обуви – вообще никакой, чтобы босые дети добрались хотя бы до вокзала! Демонстрируя немалую пробивную силу и фантазию, Деев (который в руководящем дуэте с самого начала отвечает за креатив) элегантно решает эту проблему. И мы с самого начала понимаем, что и со всем остальным будет примерно то же самое: задача в данных условиях решения не имеет, но помощь непременно придет, откуда не ждешь, и все будет хорошо, насколько вообще может быть хорошо в разоренной стране в послевоенное время...

Книга, как принято нынче писать в титрах фильмов, основана на реальных событиях. Но автор, понятное дело, для устойчивости художественной конструкции дорисовывает какие-то детали, и, откровенно говоря, придуманное сразу видно. Когда, например, люди, живущие в двадцатые годы прошлого века, вдруг начинают изъясняться сегодняшней лексикой.

Возникает ощущение, сходное с тем, что вызывают многие фильмы: нам демонстрируют произведение, старательно сделанное «как учили» по учебникам сценарного мастерства, и если рекомендуемое в этом учебнике вступает в противоречие с правдой жизни и здравым смыслом, то художнику якобы виднее, и вообще мы не в суде.

Не то чтобы я рискнул давать Гузель Яхиной какие бы то ни было советы, но мне кажется, что, если превратить этот материал в строго документальный роман, как, например, сделал Леонид Юзефович в «Зимней дороге», описав последнее крупное сражение Гражданской войны, книга бы только выиграла как художественное произведение (хотя понятно, что такой ход сильно убавил бы количество потенциальных читателей).

И в мыслях нет сравнивать Яхину и Юзефовича, каждый из них наособицу, но ведь и вправду есть истории, которые сами себя прекрасно рассказывают. Которые сами по себе – ужасный и прекрасный миф, где не надо ничего додумывать, а просто сделать неизвестное – известным и внятно изложить. Автор этого сделать не захотела или не смогла.

Не знаю, входило ли это в замысел Яхиной, но книгу любопытно читать как своеобразное пособие по обучению лидерству. Деев и Белая, пара руководителей, отвечающих за осуществление миссии, как бы олицетворяют стили управления. Жесткая, рациональная, начисто лишенная сантиментов Белая, прекрасно помнящая, чем выложена дорога в ад (образование она получила в монастыре), и эмоциональный, непоследовательный, готовый рискнуть здоровьем и жизнью многих, чтобы спасти одного, Деев.

Правы, в конечном счете, оказываются оба, но рисковый психопат с кровавым прошлым Деев все же добивается большего. Конструктивный лидер, как сказали бы сейчас (то есть тот, кем движет не корыстный расчет, а стремление увеличить количество добра в мире), чтобы добиваться своего, не должен и не может быть хорошим для всех, показывает нам автор. А добро приходится делать из зла, потому что делать его больше попросту не из чего. Деев последовательно обращается за помощью к чекистам, перестрелявшим кучу народу; к бандюгам, имеющим обыкновение засыпать живых людей негашеной известью; к басмачам, отрезающим головы красноармейцам. И никто, никто ему не отказывает. Как говорили в советском фильме: «То бензин, а то дети».

Так что вполне возможно, что «Эшелон на Самарканд» вскоре будут подробно разбирать на факультетах менеджмента, и не только как бизнес-проект. Что же касается школ писательского мастерства или как они там называются, то здесь, боюсь, стать предметом штудий этому произведению не грозит. История рассказана более-менее квалифицированно, книгу без раздражения дочитываешь до конца, но уже спустя несколько дней не можешь вспомнить ни одного яркого диалога, ни одной метафоры, ни одной словесной конструкции, которая бы поразила своей точностью.

Никак невозможно производить Гузель Яхину в авторы шедевров всех времен, но и того потока брани, что на нее обрушился, она точно не заслуживает. Кто хочет и может – пусть сделает лучше. В конце концов автор бестселлеров не обязан быть крупным художником слова, а если вдруг захочется искусства, то мы знаем, где его найти, и никто нам в этом помешать не может.

Гузель Яхина. Эшелон на Самарканд. М.: Издательство АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021.

#книга #роман #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (6898) от 07.04.2021 под заголовком «Пособие по лидерству».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?