«Помещение в бездну»
Замечали ли вы, что иногда художники изображают свои или чужие произведения на картинах? Такой приём называется «картина в картине», или мизанабим.
Фото: Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини»
Термин мизанабим происходит от французского mise en abyme (букв. «помещение в бездну»). В Средние века так обозначали приём, при котором на гербе рисовали миниатюрное изображение того же самого герба. Мизанабим часто можно встретить и в старинных храмовых росписях — донатор, заказчик постройки, преподносит Христу или Деве Марии миниатюрное изображения храма, где и находятся росписи.
Роспись Джотто в капелле Скровеньи
Иногда изучение приёма мизанабима в таких росписях помогает узнать новые факты о создании всей постройки. Например, знаменитый итальянский мастер эпохи Проторенессанса Джотто изобразил миниатюрную капеллу Скровеньи в Падуе на её внутренних сводах. Однако изображение церкви, сделанное Джотто, отличается от внешнего вида реального здания — это значит, что, выполняя заказ, художник ещё не видел готовой постройки, а работал в строящейся капелле.
Капелла Скровеньи в Падуе
Мизанабим чрезвычайно популярен и в живописи. Художники по-разному используют этот приём: помещают в пространство картины уменьшенные изображения как своих, так и чужих произведений.
Французский художник Анри Матисс часто обращался к этому приёму, изображая в композициях фрагменты своего знаменитого «Танца». Некоторые работы полностью построены на мизанабиме, как, например, «Мастерская художника» 1911 года. На ней Матисс изобразил собственную студию в городке Исси-ле-Мулино под Парижем.
«Мастерская художника» Анри Матисса
По воспоминаниям друзей художника, стены в его мастерской были совершенно белыми, поэтому розовый интерьер — это художественный вымысел. Но в остальном картина правдива — Матисс включил в композицию реально существующие работы, среди которых «Роскошь II» и вариация «Танца», хранящаяся сегодня в Нью-Йорке.
«Роскошь II» Анри Матисса
Пожалуй, самый распространённый вид мизанабима — это помещение в картину изображения работы другого художника. Такой приём встречается не только в живописи, но и в графическом искусстве.
В начале ХХ века французский иллюстратор Поль Ирибе сотрудничал с журналом Vogue, для которого выполнил множество обложек. Однако знаменитым его сделали не столько журнальные иллюстрации, сколько сотрудничество с прославленным кутюрье Полем Пуаре.
Пуаре произвёл настоящую революцию в мире моды, предложив женщинам платье без корсета. В то время фотографию практически не использовали в модных журналах, и кутюрье пригласил Поля Ирибе, чтобы тот создал иллюстрированную книгу, рекламирующую новые модели платьев. Модельер замыслил эту книгу как подарок высокопоставленным дамам и разослал копии по всей Европе.
Иллюстрация Поля Ирибе для Поля Пуаре
На одной из иллюстраций Поль Ирибе изображает молодых дам, рассматривающих картину «Концерт» голландского художника XVII века Герарда Терборха. Не случайно она выполнена в чёрно-белой гамме — картина демонстрирует устаревший фасон платья с туго затянутой талией, в то время как платья Пуаре славились свободой от жёсткого корсета.
Комментарии