Под запретом только попса

Завтра в Капелле состоится концерт «60 лет в эфире», посвященный предстоящему юбилею Детского хора радио и телевидения. Его художественный руководитель заслуженный деятель искусств, профессор Станислав ГРИБКОВ рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о предстоящем концерте, о том, почему среди выпускников знаменитого хора нет неудачников, о любимом городе и футболе.

Под запретом только попса  | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

– Станислав Федорович, как получилось, что вы стали служить музыке?

– Мои родители – обычные советские интеллигенты. Профессионально с музыкой они не были связаны, но очень любили петь. Свои мечты реализовали в детях. Моя сестра поступила в Ленинградское хореографическое училище. А меня, как только мы вернулись в Ленинград из эвакуации в 1944 году, отдали в хоровое училище при Капелле.

– Вы занимались с удовольствием?

– Многие ли мальчишки семи лет учатся с удовольствием? Особенно когда твои сверстники во дворе в футбол играют, а ты должен сидеть за роялем и разучивать гаммы. Поначалу родители настаивали, потому что у меня обнаружились способности.

– Я вот и хотела узнать – надо ли заставлять ребенка заниматься музыкой? Если у него способности, а он не хочет учиться?

– Трудно сказать. Меня вот заставляли. Я своего сына тоже: сидел у него над душой, заставлял читать ноты с листа. Существуют разные педагогические методы, но все же определенное принуждение часто бывает необходимо.

С другой стороны, очень важен пример педагогов. Как мы восхищались нашими преподавателями, когда они, несмотря на существовавший в те годы запрет, играли для нас джаз! Я с тех пор люблю джаз. А учиться петь в хоре не так легко. У нас занятия начинались в девять утра. И вот два часа ты поешь, причем стоя. Так что судите сами – заставлять, не заставлять...

– Но сегодня существует множество законов в сфере образования, которые защищают так называемые права ребенка. Об этом не так давно говорил ректор Академии Вагановой Николай Цискаридзе. Он считает, что в творческих учебных заведениях обучение не всегда совместимо с этими стандартами.

– На сто процентов согласен с ним. В творческих учебных заведениях своя специфика. Досадно, что законы это не учитывают.

– Ваш хор любительский. Принимаете ли вы всех желающих или все-таки существует отбор?

– Любительский по статусу, но профессиональный по сути. Мы не даем никакого документа об образовании. Но занятия серьезные, так как хор много концертирует.

Так что не буду лукавить – отбор существует. Я не очень верю в то, что любого человека можно научить петь.

Вот вам пример. У меня был коллега, который окончил училище им. Мусоргского с абсолютным слухом. Но он не мог петь, у него не было координации между голосом и слухом. Так что, конечно, без отбора никак не обойтись.

– Детей приводят в хор родители?

– Знаете, у нас ведь три группы – младшая, средняя и старшая. Самых маленьких чаще всего приводят бабушки. А многие дети среднего и старшего возраста приходят по собственному желанию.

– Из каких семей эти ребята?

– Из разных. Но больше всего из интеллигенции. Хотя это совсем не означает, что мы устраиваем социальный отбор. Просто так получается.

В прежние годы существовали определенные требования к репертуару. Мы много пели пионерских песен советских композиторов: Дунаевского, Пахмутовой... Но это не означает, что мы ничего другого не исполняли. Например, фрагмент из «Всенощной» Сергея Рахманинова «Богородица Дева, радуйся», мы пели без текста – на ля-ля.

Были в те времена и умельцы, которые переделывали духовные тексты. И вместо «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» приходилось исполнять «Слава, поем мы солнцу». Очень большой рывок произошел в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда стало можно исполнять все, что душе угодно, репертуар чрезвычайно расширился. Сегодня мы стараемся петь все жанры: тут и песни, и классика, и духовная музыка. Только попса низкого качества у нас под запретом.

– Легко ли петь в хоре? Ведь хор – общее дело.

– Этим-то он и хорош, особенно для детей. Хор – это большой коллектив, где все вместе работают на результат, друг за друга отвечают. Конечно, бывает, что возникает какое-то соперничество, особенно среди солистов. Это понятно, все-таки артисты, хочется проявить себя как можно ярче. Но это преодолимо. На мой взгляд, занятия в хоре очень полезны для воспитания личности, умения жить в коллективе.

– Вы ведь часто выезжаете на гастроли...

– Мы всегда довольно много гастролировали. Только в Японии были четыре раза. В этом году группа наших детей ездила в Баден-Баден, где они выступали с Мариинским театром в новой постановке Алексея Степанюка оперы П.Чайковского «Пиковая дама». С Мариинским театром мы сотрудничаем давно – с 1970-х годов. И с Михайловским театром постоянно работаем. Наши дети заняты во многих постановках: «Щелкунчик», «Пиковая дама», «Паяцы», «Тоска», «Богема».

– 19 ноября для всех вас и для ваших поклонников важный день. В Капелле – концерт «60 лет в эфире». Что будете исполнять?

– Основная идея – показать, пусть бегло, историю хора. Будем исполнять произведения самых разных жанров и композиторов. Концерт откроется «Фантазией» Бетховена.

Младший хор будет петь «Детские игры» Моцарта, «Менуэт» Баха. В программе – произведения Сергея Баневича, Виктора и Сергея Плешаков, с которыми у нас давняя дружба.

Средний хор исполнит «Репетицию концерта» Моцарта, музыку Генделя, Чайковского.

Будут песни современных композиторов Олега Хромушина и Якова Дубравина, которые нам близки.

Второе отделение откроется выступлением камерного хора. В программе песня Якова Дубравина на стихи Михаила Садовского «Старшеклассники-ровесники» – дань ностальгии по юности. Затем прозвучит русская народная песня в аранжировке основателя хора Юрия Михайловича Славнитского.

Исполним любимое мною сочинение Александра Флярковского «Невская акварель», это очень тонкая вещь о любви к городу. Споем и песню Игоря Корнелюка «Город, которого нет». На мой взгляд, Корнелюк – один из немногих современных композиторов, кто пишет популярную музыку с хорошим вкусом. Завершим музыкой Валерия Гаврилина, которого очень люблю.

Концертная группа хора будет исполнять духовную музыку, старинную и современную.

Столетию Георгия Свиридова посвящен фрагмент из кантаты «Ночные облака» на стихи Блока. Участие в театральных постановках будет представлено фрагментом музыки Феликса Мендельсона к балету «Сон в летнюю ночь».

Завершат программу два сочинения из разряда классики рок-музыки: песня Земфиры из фильма Алексея Балабанова «Брат-2» и «Богемская рапсодия» Фредди Меркьюри. Так что, сами видите, как разнообразен наш репертуар!

По традиции, мы завершаем такие большие концерты какой-то песней, которую поют все четыре коллектива. 19 ноября исполним песню незаслуженно забытого композитора Игоря Цветкова «Звездное небо».

– Насколько сложно детям совмещать занятия музыкой и обучение в школе?

– Как-то они умудряются. Раньше уезжали на месяц на гастроли, брали с собой учебники. Я думаю, что необходимость совмещать хор и школу дисциплинирует, учит не тратить время зря, расходовать его профессионально. Кто-то из наших бывших воспитанников сказал, что в основном среди выпускников детского хора неудачников нет.

И потом – занятия музыкой затягивают. Многие люди, давно уже взрослые, так и не могут расстаться с хором. Я вот сейчас занимаюсь с камерным хором «Радио», который в шутку называю «хором детских ветеранов». Люди с удовольствием приходят на занятия вечером, после работы. Другие бывшие наши воспитанники посещают все концерты.

У нас есть ритуал: на всех концертах мы обязательно исполняем свою любимую песню «Мы ленинградцы». И приглашаем всех присоединиться.

Начиная с 1955 года ее пели и знали практически все поколения нашего хора. Помнят до сих пор.

– Есть ли у вас увлечения помимо хора, музыки?

– Я страстный футбольный болельщик.

– Вы болеете за «Зенит»?

– Естественно, я же ленинградец. За «Зенит» болею с 1948 года, а футболом увлекаюсь с 1946-го. Сейчас на стадионы не хожу, а в молодости присутствовал на многих матчах.

И Дмитрий Шостакович любил футбол. Говорили, что он болел за «Спартак». Возможно, но начинал с «Зенита». Об этом в Консерватории все знали.

– Вы были с ним лично знакомы?

– Мы с хором института культуры участвовали в исполнении его Третьей симфонии. Он приходил на репетиции.

– Сложно было с ним работать?

– Нет, что вы. Дмитрий Дмитриевич был очень интеллигентным человеком, мягким в общении.

– Вы говорите о любви к городу. Что вас радует из происходящего в городской жизни сегодня, а что, быть может, огорчает?

– Радует, что центр города выглядит прилично: убрано, чисто, красиво, подсветка подчас очень симпатичная. Огорчает же, когда вдруг слышу в обиходной ли речи, по радио, телевизору какие-то не ленинградские интонации, слова, неправильные ударения. Вот недавно услышал слово «свеклА», оказывается, теперь можно так говорить. Это вызывает некий дискомфорт. А так... Жизнь идет, есть в ней какие-то моменты негативные, но я думаю, что позитива все-таки больше.

Во всяком случае нужно стараться искать положительные эмоции в жизни. И музыка в этом помогает.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5587) от 18.11.2015.


Комментарии