Под запретом только попса

Завтра в Капелле состоится концерт «60 лет в эфире», посвященный предстоящему юбилею Детского хора радио и телевидения. Его художественный руководитель заслуженный деятель искусств, профессор Станислав ГРИБКОВ рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о предстоящем концерте, о том, почему среди выпускников знаменитого хора нет неудачников, о любимом городе и футболе.

Под запретом только попса  | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

– Станислав Федорович, как получилось, что вы стали служить музыке?

– Мои родители – обычные советские интеллигенты. Профессионально с музыкой они не были связаны, но очень любили петь. Свои мечты реализовали в детях. Моя сестра поступила в Ленинградское хореографическое училище. А меня, как только мы вернулись в Ленинград из эвакуации в 1944 году, отдали в хоровое училище при Капелле.

– Вы занимались с удовольствием?

– Многие ли мальчишки семи лет учатся с удовольствием? Особенно когда твои сверстники во дворе в футбол играют, а ты должен сидеть за роялем и разучивать гаммы. Поначалу родители настаивали, потому что у меня обнаружились способности.

– Я вот и хотела узнать – надо ли заставлять ребенка заниматься музыкой? Если у него способности, а он не хочет учиться?

– Трудно сказать. Меня вот заставляли. Я своего сына тоже: сидел у него над душой, заставлял читать ноты с листа. Существуют разные педагогические методы, но все же определенное принуждение часто бывает необходимо.

С другой стороны, очень важен пример педагогов. Как мы восхищались нашими преподавателями, когда они, несмотря на существовавший в те годы запрет, играли для нас джаз! Я с тех пор люблю джаз. А учиться петь в хоре не так легко. У нас занятия начинались в девять утра. И вот два часа ты поешь, причем стоя. Так что судите сами – заставлять, не заставлять...

– Но сегодня существует множество законов в сфере образования, которые защищают так называемые права ребенка. Об этом не так давно говорил ректор Академии Вагановой Николай Цискаридзе. Он считает, что в творческих учебных заведениях обучение не всегда совместимо с этими стандартами.

– На сто процентов согласен с ним. В творческих учебных заведениях своя специфика. Досадно, что законы это не учитывают.

– Ваш хор любительский. Принимаете ли вы всех желающих или все-таки существует отбор?

– Любительский по статусу, но профессиональный по сути. Мы не даем никакого документа об образовании. Но занятия серьезные, так как хор много концертирует.

Так что не буду лукавить – отбор существует. Я не очень верю в то, что любого человека можно научить петь.

Вот вам пример. У меня был коллега, который окончил училище им. Мусоргского с абсолютным слухом. Но он не мог петь, у него не было координации между голосом и слухом. Так что, конечно, без отбора никак не обойтись.

– Детей приводят в хор родители?

– Знаете, у нас ведь три группы – младшая, средняя и старшая. Самых маленьких чаще всего приводят бабушки. А многие дети среднего и старшего возраста приходят по собственному желанию.

– Из каких семей эти ребята?

– Из разных. Но больше всего из интеллигенции. Хотя это совсем не означает, что мы устраиваем социальный отбор. Просто так получается.

В прежние годы существовали определенные требования к репертуару. Мы много пели пионерских песен советских композиторов: Дунаевского, Пахмутовой... Но это не означает, что мы ничего другого не исполняли. Например, фрагмент из «Всенощной» Сергея Рахманинова «Богородица Дева, радуйся», мы пели без текста – на ля-ля.

Были в те времена и умельцы, которые переделывали духовные тексты. И вместо «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» приходилось исполнять «Слава, поем мы солнцу». Очень большой рывок произошел в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда стало можно исполнять все, что душе угодно, репертуар чрезвычайно расширился. Сегодня мы стараемся петь все жанры: тут и песни, и классика, и духовная музыка. Только попса низкого качества у нас под запретом.

– Легко ли петь в хоре? Ведь хор – общее дело.

– Этим-то он и хорош, особенно для детей. Хор – это большой коллектив, где все вместе работают на результат, друг за друга отвечают. Конечно, бывает, что возникает какое-то соперничество, особенно среди солистов. Это понятно, все-таки артисты, хочется проявить себя как можно ярче. Но это преодолимо. На мой взгляд, занятия в хоре очень полезны для воспитания личности, умения жить в коллективе.

– Вы ведь часто выезжаете на гастроли...

– Мы всегда довольно много гастролировали. Только в Японии были четыре раза. В этом году группа наших детей ездила в Баден-Баден, где они выступали с Мариинским театром в новой постановке Алексея Степанюка оперы П.Чайковского «Пиковая дама». С Мариинским театром мы сотрудничаем давно – с 1970-х годов. И с Михайловским театром постоянно работаем. Наши дети заняты во многих постановках: «Щелкунчик», «Пиковая дама», «Паяцы», «Тоска», «Богема».

– 19 ноября для всех вас и для ваших поклонников важный день. В Капелле – концерт «60 лет в эфире». Что будете исполнять?

– Основная идея – показать, пусть бегло, историю хора. Будем исполнять произведения самых разных жанров и композиторов. Концерт откроется «Фантазией» Бетховена.

Младший хор будет петь «Детские игры» Моцарта, «Менуэт» Баха. В программе – произведения Сергея Баневича, Виктора и Сергея Плешаков, с которыми у нас давняя дружба.

Средний хор исполнит «Репетицию концерта» Моцарта, музыку Генделя, Чайковского.

Будут песни современных композиторов Олега Хромушина и Якова Дубравина, которые нам близки.

Второе отделение откроется выступлением камерного хора. В программе песня Якова Дубравина на стихи Михаила Садовского «Старшеклассники-ровесники» – дань ностальгии по юности. Затем прозвучит русская народная песня в аранжировке основателя хора Юрия Михайловича Славнитского.

Исполним любимое мною сочинение Александра Флярковского «Невская акварель», это очень тонкая вещь о любви к городу. Споем и песню Игоря Корнелюка «Город, которого нет». На мой взгляд, Корнелюк – один из немногих современных композиторов, кто пишет популярную музыку с хорошим вкусом. Завершим музыкой Валерия Гаврилина, которого очень люблю.

Концертная группа хора будет исполнять духовную музыку, старинную и современную.

Столетию Георгия Свиридова посвящен фрагмент из кантаты «Ночные облака» на стихи Блока. Участие в театральных постановках будет представлено фрагментом музыки Феликса Мендельсона к балету «Сон в летнюю ночь».

Завершат программу два сочинения из разряда классики рок-музыки: песня Земфиры из фильма Алексея Балабанова «Брат-2» и «Богемская рапсодия» Фредди Меркьюри. Так что, сами видите, как разнообразен наш репертуар!

По традиции, мы завершаем такие большие концерты какой-то песней, которую поют все четыре коллектива. 19 ноября исполним песню незаслуженно забытого композитора Игоря Цветкова «Звездное небо».

– Насколько сложно детям совмещать занятия музыкой и обучение в школе?

– Как-то они умудряются. Раньше уезжали на месяц на гастроли, брали с собой учебники. Я думаю, что необходимость совмещать хор и школу дисциплинирует, учит не тратить время зря, расходовать его профессионально. Кто-то из наших бывших воспитанников сказал, что в основном среди выпускников детского хора неудачников нет.

И потом – занятия музыкой затягивают. Многие люди, давно уже взрослые, так и не могут расстаться с хором. Я вот сейчас занимаюсь с камерным хором «Радио», который в шутку называю «хором детских ветеранов». Люди с удовольствием приходят на занятия вечером, после работы. Другие бывшие наши воспитанники посещают все концерты.

У нас есть ритуал: на всех концертах мы обязательно исполняем свою любимую песню «Мы ленинградцы». И приглашаем всех присоединиться.

Начиная с 1955 года ее пели и знали практически все поколения нашего хора. Помнят до сих пор.

– Есть ли у вас увлечения помимо хора, музыки?

– Я страстный футбольный болельщик.

– Вы болеете за «Зенит»?

– Естественно, я же ленинградец. За «Зенит» болею с 1948 года, а футболом увлекаюсь с 1946-го. Сейчас на стадионы не хожу, а в молодости присутствовал на многих матчах.

И Дмитрий Шостакович любил футбол. Говорили, что он болел за «Спартак». Возможно, но начинал с «Зенита». Об этом в Консерватории все знали.

– Вы были с ним лично знакомы?

– Мы с хором института культуры участвовали в исполнении его Третьей симфонии. Он приходил на репетиции.

– Сложно было с ним работать?

– Нет, что вы. Дмитрий Дмитриевич был очень интеллигентным человеком, мягким в общении.

– Вы говорите о любви к городу. Что вас радует из происходящего в городской жизни сегодня, а что, быть может, огорчает?

– Радует, что центр города выглядит прилично: убрано, чисто, красиво, подсветка подчас очень симпатичная. Огорчает же, когда вдруг слышу в обиходной ли речи, по радио, телевизору какие-то не ленинградские интонации, слова, неправильные ударения. Вот недавно услышал слово «свеклА», оказывается, теперь можно так говорить. Это вызывает некий дискомфорт. А так... Жизнь идет, есть в ней какие-то моменты негативные, но я думаю, что позитива все-таки больше.

Во всяком случае нужно стараться искать положительные эмоции в жизни. И музыка в этом помогает.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5587) от 18.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...