Пласидо Доминго выступил на Новой сцене Мариинского театра

Живая легенда мировой оперы – Пласидо Доминго выступил на Новой сцене Мариинского театра в титульной партии в концертном исполнении «Набукко» Верди.

 Пласидо Доминго выступил на Новой сцене Мариинского театра | @ Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

@ Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

В январе следующего года великому каталонцу Доминго исполнится 80 лет, и он продолжает прямо на глазах закреплять свой статус легенды. Он сумел уже дважды приехать в Россию в это рискованное время, переболев «этой самой» болезнью. И понять его можно: сила творческой инерции певца и дирижера, накопленная за десятилетия, настолько огромна, что любой перерыв чреват необратимыми последствиями. Голос, как и тело, должны быть в тонусе. Артистам необходимо обмениваться живой энергией со слушателями в большом зале, а не через пластиковые окна мониторов.

Оперный Мафусаилов век Доминго – отнюдь не красное словцо, если учесть, от каких певцов и дирижеров, знавших еще легенд позапрошлого века, он перенял эстафету. Он пережил многих коллег, начал новую жизнь в баритоновом амплуа, в одной из вердиевских версий которого и предстал снова в Мариинском театре. Среди 134 исполненных им за несколько десятилетий партий, теноровых и баритоновых, проходных и случайных не было. Каждую он делал своей. Таким «своим» стал, бесспорно, отец Жермон в «Травиате». Но и отчаянный, преступный Макбет в одноименной опере Верди тоже нашел в Доминго воплощение с множеством резонирующих смыслов, равно как и Симон Бокканегра.

Доминго уже исполнял на исторической сцене Мариинки партию главного героя «Набукко» в полноценном спектакле в год 200-летия со дня рождения Верди. Но здесь всем давно известна сила концертного исполнения, которое дает слушателям простор для воображения. Валерий Гергиев за пультом уже в увертюре задал такие стремительные темпы, что только успевай. Властолюбивый вавилонский царь Навуходоносор – одна из коронных партий баритона Доминго. Библейский прототип, совершавший захватнические набеги, хозяйничавший в Иерусалиме, вполне позволяет допускать в убеленном сединами немолодом певце одно из своих интригующих сценических воплощений.

Оперный певец чем старше, тем опытнее и вокально интереснее. В свое время в Мариинском театре таким «возрастным» Набукко был покойный ныне баритон Виктор Черноморцев, сочетавший в себе черты отца, могучего правителя, вступившего в дерзкий диалог с Богом. Интерпретация Доминго этой партии ставит на первый план этическую проблему границ и полномочий власти. Интеллигентность и элегантность его глянцевого бельканто отчасти превращают библейского царя Набукко в рефлексирующего европейца рубежа ХХ – XXI веков, лишая силы азартного всадника, о котором писал в своей музыке Верди. Но опера для того и сочинялась, чтобы давать публике возможность делать глобальные сопоставления времен и нравов. Исполнитель партии Набукко решает сразу несколько драматургических задач, стремясь показать себя и лихим военачальником, и отцом родной и приемной дочерей, и человеком, возмечтавшим стать богом.

Баритон Доминго «сделан» так, что сквозь него ярко просвечивает тенор, голосом которого на протяжении десятилетий пели страстные герои-любовники. Потому с его тембром, в котором так органично сплавились баритон и тенор, идеально сливаются все окружающие его женские голоса. В «Набукко», с одной стороны, это была меццо-сопрано Екатерина Семенчук с ее теплым тембром, чутким и выверенным звуковедением в партии Фенены, родной дочери Набукко. С другой – амбициозная приемная дочь Абигайль в исполнении сопрано Татьяны Сержан, хищная в начале оперы и сломленная и раскаявшаяся – в последних ее тактах. Каждая из певиц вступила в конкуренцию за любовь отца: одна мягко и покорно, другая – с кулаками.

Слушать обеих старавшихся певиц в тот вечер было сплошным удовольствием. Семенчук покоряла молитвенной красотой, плавностью и покоем звуковедения, Сержан – взрывчатой импульсивностью и ослепительной яркостью пассажей. А между ними – хор пленных иудеев, исполнивший свой мировой хит «Лети, мысль, на золотых крыльях» так, что не осталось сомнений: и мы когда-нибудь победим свой плен и снова заживем счастливо и беспечно.

#музыка #концерт #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (6830) от 18.12.2020 под заголовком «В борьбе за любовь Доминго».


Комментарии