В Академии художеств открылась выставка работ Андрея Мыльникова

В Рафаэлевском и Тициановском залах Музея Академии художеств открылась выставка из 160 произведений Андрея Мыльникова, посвященная 100-летию со дня рождения продолжателя традиций Возрождения.

В Академии художеств открылась выставка работ Андрея Мыльникова |

Музей вместе с Верой Мыльниковой, дочерью художника, часто его моделью в разные годы, а теперь выступившей в роли приглашенного куратора, приглушили пафос. Никаких намеков на звания и регалии Мыльникова - государственные и педагогические. Перед нами трудный путь русского художника-классициста во времена социалистического реализма и позже, когда в Россию пришел поп-арт во всех его изводах.

На одном полюсе выставки помещена дипломная работа Мыльникова - картина «Клятва балтийцев» из собрания Русского музея. Увидев ее, Игорь Грабарь сравнил начинающего художника с Репиным. Моряки клянутся перед телом погибшего товарища, завернутого в белую ткань. В этой картине легко прочитываются отсылки к теме «Пьеты» - оплакивания Христа, которой Мыльников занимался последние годы жизни. И создал несколько вариантов, два показаны сейчас.

На другом полюсе - «Сон» из собрания московского Музея современного искусства. Изображая юную обнаженную модель, художник искал свое представление о прекрасном. Этот сюжет занимал Мыльникова примерно 30 лет, он создал десятки вариантов, многие можно увидеть на выставке.

Между двумя полюсами - рассказанная с помощью картин биография художника, который следовал принципу: не сворачивать с однажды выбранного пути. Мыльников очевидно наследует классикам, от Гойи до Серова, от Веласкеса до мирискусников. И не скрывает этого.

Редкая для академического музея супермноголюдность вернисажа, конечно, затрудняла общение с искусством. Зато появилась возможность увидеть «социологию» - какие произведения Мыльникова вызовут наибольший интерес аудитории, в которой в тот день преобладали студенты и преподаватели Академии художеств. В лидерах были очень разные произведения. Это «Клятва балтийцев» и «Голова матери» - эскиз к трагической картине «Прощание», напоминающий обугленную икону. Это картина темперой «Спортсменка» - выразительный портрет баскетболистки, сделанный в духе мастеров «Бубнового валета», нежная акварель «Девушка в черной шляпе», напоминающая портреты ленинградских художников 1930-х годов, «Даша в красном платье», почти парадный портрет маленькой внучки, - оммаж Веласкесу.

«Санкт-Петербургские ведомости» спросили у двух очень разных петербургских художников Юрия Калюты и Владимира Загорова, которые в разное время окончили учебную мастерскую Мыльникова в Академии художеств, о самом сильном впечатлении от общения с учителем.

Калюта вспомнил, как сразу после поступления в аспирантуру он намеревался поехать порисовать на Камчатку и на Дальний Восток (благо была такая возможность). Мыльников был категоричен: «Никаких Камчаток. Пиши жену, детей, пиши то, что ты любишь». Калюта говорит, что послушался и это определило всю его творческую жизнь.

Загоров рассказал, что его студенческие поиски оставляли Мыльникова равнодушным: «Он не подходил к моим работам на профессорских обходах, перед дипломом говорил: «Делай, что хочешь». А после успешной защиты принял в свою творческую мастерскую при Академии художеств».

Одновременно с большой выставкой в Академии художеств Русский музей в своей постоянной экспозиции искусства ХХ века показывает шесть канонических картин Мыльникова: «Прощание», «Ленинград. 1941», «Лето», «Встреча в Петровском», «Белая ночь», «Натюрморт с лимоном».

Добавим, что ранее портал МИА МИР сообщал об открытии в Петербурге выставки «Вера в объективе. Коллекция фотографий из собрания Государственного музея истории религии».

#Академия художеств #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (6388) от 26.02.2019 под заголовком «Пиши, что любишь».


Комментарии