Пиксель наносит удар. Чем интересен фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», который открылся в шести музеях Петербурга, стал лучшим за последние годы. Секрет успеха - в приглашении куратором Дмитрия Озеркова из Эрмитажа.

Пиксель наносит удар. Чем интересен фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Он не только выбрал острую тему «Аналоговые сигналы» - об опасностях, которые несет тотальная цифровизация. Но как человек музейный отобрал проекты, которые широкая публика воспримет без долгих пояснений.

Под «цифрой» принято понимать все, что связано с компьютерными технологиями, породившими «виртуальную реальность», которая заменила многим, особенно молодым людям, реальный мир. Под «аналогом» - реальный мир, информацию о котором мы получаем без посредничества Интернета, социальных сетей, всего, что связано с компьютерами. Как рассказал Озерков «Санкт-Петербургским ведомостям», «главная угроза, идущая от «цифры», это потеря человеком неповторимости, индивидуальности, идентичности. В конечном итоге - утрата личности».

С одной стороны, без гаджетов невозможно представить жизнь современного человека. На фестивале есть наглядный пример: использование так называемой электронной этикетки. Вместо текста установлен дисплей, где каждый художник на видео объясняет смысл своей работы. Просто и удобно.

Однако зависимость от компьютера приобретает тяжелые формы, включая социальную дезадаптацию. Люди отучаются общаться друг с другом, а поколения гаджетов и не имеют этого навыка. Здесь уместна аналогия со спичками, с помощью которых можно приготовить обед, а можно спалить дом.

Но нет в проектах, представленных на фестивале, страшилок или криков о скором конце света. Куратор и выбранные им художники образно показывают ценность «аналогового сигнала», а также размышляют о границах использования «цифры».

Проект «Письма издалека» Аси Маракулиной, представленный в Музее Арктики и Антарктики, - образец классического «мейл-арта», который целиком и полностью из аналогового мира. «Мейл-артом» называют нарисованные художниками конверты и открытки, создаваемые обычно в единственном экземпляре. Обязательное условие - они должны пройти почту и иметь штемпели с местом и датой отправления и прибытия.

Во время работы в арт-резиденции на архипелаге Шпицберген художница рисовала на небольших кусках ватмана суровые северные пейзажи и отправляла их в виде открыток в Петербург. Увы, половина посланий потерялась в пути. Дошедшие несут впечатления о севере, которые никакой «цифрой» не передашь.

Проект «Солдаты солнца» Александры Лерман, показываемый в Музее гигиены, посвящен растению, известному под названием борщевик Сосновского. Его стали разводить, чтобы быстро решить проблему корма для скота. Простота обернулась одичанием борщевика, появлением ядовитых мутаций, с которыми очень сложно бороться.

Лерман создает видео с «борщевистскими» пейзажами и песней группы Genesis, которая написана от имени растения и содержит такие слова: «Бегите. Нас не выкинуть. Мы победили и неуязвимы». А затем художница резко меняет регистр высказывания, переходя на чистый аналог. Она создала двухметровые цианотипии с изображением борщевика. Этот способ был изобретен вскоре после Дагера и не требует ни камеры, ни негатива. На бумагу, покрытую веществом, чувствительным к ультрафиолету, выкладывается объект. После 15 минут экспозиции на солнце и промывки в воде цианотипия готова.

В Музее гигиены портреты борщевика эффектно установлены позади модели человека с воздетыми к небу руками и прозрачной кожей. Демонстрация кровеносной системы становится предупреждением об опасностях биологических экспериментов.

Диалог «цифра - аналог» продолжают в Музее печати Вероника Рудьева-Рязанцева и Иван Тузов. 13-канальное видео Вероники под названием «В поле градиента» - это «цифра», творящая новую живопись с помощью видеозаписей шевелящейся от ветра травы и цветных развевающихся волос девушек. По словам Рудьевой-Рязанцевой, «бум цветных волос стал частью городского пейзажа. Но можно ли при этом сохранить индивидуальность? И насколько стереотипна красота?».

Тузов не питает иллюзий: в аналоговой картине «Бой» (холст, масло) изображено сражение пиксельного и обычного рыцаря в латах. В тот момент, когда «пиксель» наносит решающий удар.

Примирением и гармонией «цифры» и аналога можно назвать «Железнодорожную оперу» Александра Морозова в Музее железных дорог России. В классическом «столыпинском» вагоне, в каких в начале прошлого века переселенцы уезжали в Сибирь и на Дальний Восток, художник разместил фотографии и аудиоинсталляцию с голосами тех, кого потом стали называть пассажирами «столыпинских». Это жертвы сталинского переселения народов и ГУЛАГа. Оба носителя работают на создание сильного образа.

#гаджеты #современное искусство #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6541) от 08.10.2019 под заголовком «Пиксель наносит удар».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?