Певцы эпохи гаджетов. Конкурс имени Елены Образцовой снова остался без «Гран-при»
В Большом зале Филармонии состоялся финал и объявили лауреатов XII международного конкурса молодых певцов Елены Образцовой. В шестой раз подряд конкурс остался без «Гран-при».
Представитель Северной Осетии Дзамболат Дулаев признан лучшим среди более чем 150 исполнителей, принявших участие в конкурсе. ФОТО предоставлено пресс-службой конкурса
Последний раз «Гран-при» получала в 2007 году Юлия Лежнева. Тогда еще председательствовала Елена Образцова. Конечно, сложно теперь дождаться исполнителя, равного Юлии Лежневой. Да и баса под стать Ильдару Абдразакову, который был первым гран-призером этого конкурса, тоже не сыскать.
Конкурс этого года показал, что с каждым годом все сложнее находить даже лауреатов основных премий. Оперное искусство требует не только технических навыков грамотного пения, но и ярких личностей, способных дарить себя людям. Именно это умела делать великая Елена Образцова. От выступлений молодых конкурсантов в этом году оставалось ощущение не только артистической слабости, безволия, но и отсутствия цельного художественного образа, концентрации, способности заинтересовать своим пением. Пришлось убедиться, что мы имеем дело с поколением, растущим в цифровую эпоху, держащим в руках гаджеты, перестающим читать живые книги, слушать живую музыку, ходить в театры и музеи.
Вполне возможно, что такая артистическая несмелость, неспособность выделиться из среднестатистической вокальной массы порождены общей нестабильностью в мире. В отсутствие Елены Образцовой из конкурса исчезло ощущение праздника, которое возникало от ее заряженных мощной энергией концертов, сопровождавших основную программу. Даже язык цифр свидетельствовал об истощении ресурса. Заявок было подано больше 200, до Петербурга добрались 165, а в финал вместо возможных пятнадцати допустили лишь 11 человек. Хотя меццо-сопрано Ольга Бородина, впервые вошедшая в состав жюри на этом конкурсе, заметила на встрече с журналистами, что, будь ее воля, она пропустила бы в финал больше участников, что услышала много молодых певцов с хорошим «материалом», требующим дальнейшей работы и огранки.
Самый тяжелый первый тур прошел в Малом зале Филармонии, а начиная со второго тура конкурс перебрался в Большой зал. Первый тур был сложен тем, что нужно было эффектно себя подать, чтобы запомниться членам жюри. А ко второму надо было подготовить программу из трех произведений - песню или романс русского и зарубежного композиторов XIX - XX веков и итальянскую арию XVIII - XIX веков. На третьем туре требовалось исполнить одну арию по выбору жюри.
Конкурсантов слушало международное жюри, в котором значительное место занимали менеджеры, представители оперных агентств, в то время как при Елене Образцовой в него входили ее «дружочки» - выдающиеся представители мировой оперы. Из последних в нем остались Маквала Касрашвили, дружившая с Еленой Васильевной, и Ева Мартон, выступавшая на лучших сценах Европы и Америки.
Ничего экстраординарного не было замечено ни в одном выступлении певцов в финале. Буднично, хотя и без помех звучал в финале оркестр Ленинградской области «Таврический» под управлением Михаила Голикова. 31-летний баритон из Казахстана Станислав Ли очень корректно доложил арию Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом» из оперы «Евгений Онегин» Чайковского.
31-летний тенор из Новосибирска Сергей Кузьмин, которого изредка можно услышать и в спектаклях Михайловского театра, предельно лирично исполнил арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини. Ряса беглого монаха Варлаама в песне о взятии Казани из «Бориса Годунова» Мусоргского показалась великоватой для 32-летнего, скорее, лирического баса Сергея Севастьянова (II премия), которого к тому же изрядно заглушал оркестр.
Показалось крайне странным решение жюри не пустить в финал куда более солидного 25-летнего баса из Болгарии Божидара Божкилова. В финале оказалась и меццо-сопрано - 19-летняя Мария Солдатенкова с ариозо Ольги из «Евгения Онегина». Но не в традиции конкурса Елены Образцовой присуждать меццо-сопрано лауреатские места, словно члены жюри всегда побаивались дать понять примадонне, что кто-то может с ней сравниться. 30-летней сопрано Эльзе Исламовой в гавоте Манон из одноименной оперы Массне не повезло с публикой, явно далекой от оперы: слушатели этого хрестоматийного номера хлопали раза три в тех местах, которые были тонально и ритмически похожи на конец куплета. Все бы ничего, но самую высокую ноту, которая и проявляет, что Манон настоящая, как горошина - андерсеновскую принцессу, Эльза взяла, едва-едва ее отметив.
27-летний баритон из Владикавказа Дзамболат Дулаев (I премия) корректно, но без особого лоска и привычной роскоши исполнил каватину Алеко из одноименной оперы Рахманинова. Отдушиной для слушателей стала молитва Леоноры из последнего действия оперы «Сила судьбы» Верди. В ней обладательница III премии Оксана Секерина (Майорова), знакомая по недавнему конкурсу Чайковского, показала свое объемное лирико-драматическое сопрано - тип голоса по нынешним временам крайне дефицитный во всем мире.
В арии Чио-Чио-сан из «Мадам Баттерфляй» Пуччини 23-летняя сопрано Самира Галимова подразнила красотой расцветающего тембра. 26-летняя молдаванка Анна Кучерявый, в резюме которой каких только конкурсов нет, включая романсовый «Душный хмель», справилась с арией Валли из одноименной оперы Каталани, использовав весь свой артистический ресурс и девичье обаяние. 28-летний баритон из Казахстана Азат Малик слишком деликатничал в монологе Жерара из «Андре Шенье» Джордано. Каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини в исполнении 22-летнего баритона Акылбека Пиязова, которого петербуржцы запомнили по конкурсу Георга Отса, стала эффектным завершением конкурсной программы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (6526) от 17.09.2019 под заголовком «Певцы эпохи гаджетов».
Комментарии