Петровским воротам Петропавловской крепости исполнилось 315 лет

Исполнилось 315 лет Петровским воротам Петропавловской крепости — единственным триумфальным воротам начала XVIII века, сохранившимся до наших дней. Отчет идет от осени 1707 года, когда Петр I в письме генерал-инспектору Ульяну Синявину приказал: «В будущей 708‑й год в Санктпитербурхе каменной работой делать вороты подобные Нарвским и зделать оные в три года».

Петровским воротам Петропавловской крепости исполнилось 315 лет | ФОТО автора

ФОТО автора

В 1708 году по проекту архитектора Доменико Трезини была построена триумфальная арка из камня и дерева, украшенная вырезанными из дерева горельефом с изображением бога Саваофа и большим барельефом «Низвержение Симона-волхва». Считается, что сюжет барельефа — апостол Петр (в честь него и названы ворота) силой своей молитвы низвергает с небес колдуна-язычника — в аллегорической форме прославляет победу царя Петра над шведским королем Карлом XII. Хотя Полтавская битва состоялась годом позже. Скульптуры «Храбрость» и «Благоразумие» в нишах ворот олицетворяют государственную мудрость и полководческий талант Петра I.

В 1716 – 1717 годах Трезини перестроил Петровские ворота пол­ностью в камне. В 1720‑м над аркой ворот был помещен государственный герб Российской империи — двуглавый орел, отлитый из свинца. Его вес — более тонны. Любопытная деталь: Георгий Победоносец, изображенный на гербе, двигается справа налево, а не слева направо, как принято в русской иконописной традиции.

Пятнадцать лет назад, в 2006 – 2007 годах была проведена капитальная реставрация Петровских ворот. Как рассказала Марина Логунова, главный научный сотрудник Музея истории Петербурга, ворота сложены из доломита, который хорошо впитывает влагу. Этот камень требовал частых починок. В XVIII и в начале XIX века ворота красили каждые восемь лет. Во времена Николая I их решили оштукатурить. Это покрытие защищало ворота до начала ХХI века. Когда во время реставрации 2006 – 2007 годов штукатурку стали сбивать, ее толщина достигала 18 – 20 см.

После долгих дискуссий реставраторов было принято решение штукатурку больше не использовать. По словам Логуновой, она и сейчас считает такое решение неоднозначным. С одной стороны, Петровским воротам был возвращен подлинный вид начала XVIII века. Такими ворота задумал Петр I. С другой стороны, гигроскопичный камень требует постоянного ухода.

Во время реставрации были заменены на копии горельеф с изображением бога Саваофа и боковые барельефы с воинской арматурой. Оригиналы демонстрируются теперь на экспозиции «История Петропавловской крепости» в ­Невской куртине.


#ворота #Петропавловская крепость #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7267) от 03.10.2022 под заголовком «Храбрость и благоразумие Петра».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?