Петергоф возвращается. В музее-заповеднике подвели итоги летнего сезона

На допандемийный уровень вернулась посещаемость российскими гражданами музея-заповедника «Петергоф». Послужной список отреставрированных и находящихся в работе объектов, проведенных выставок и выпущенных изданий находится на традиционном высоком уровне. Таковы основные итоги работы музея-заповедника в летнем сезоне 2021 года.

Петергоф возвращается. В музее-заповеднике подвели итоги летнего сезона | ФОТО Ксении ЯКУБОВСКОЙ

ФОТО Ксении ЯКУБОВСКОЙ

С 1 января по 1 октября музей-заповедник посетили более 3,3 млн россиян, рассказала Елена Кальницкая, генеральный директор «Петергофа». В 2019 году их было 3,8 млн человек. Рекорды поставил «Ораниенбаум» (часть ГМЗ), который посмотрели более 300 тысяч человек, это почти вдвое больше, чем в 2020 году. Посещаемость музея «Дворец Петра III» выросла в восемь раз.

Аудитория «Петергофа» в разных социальных сетях увеличилась за год от 27 до 102%. Там же количество подписчиков приблизилось к 100 тысячам человек.

Трехвековому юбилею этой системы был посвящен весенний праздник фонтанов, первый массовый с сентября 2019 года. В августе была представлена стендовая выставка «Мастера игральных вод», которая рассказывает о самой необычной музейной профессии – фонтанщиках.

Главные реставрационные достижения – открытие Екатерининского корпуса Монплезира, где предусмотрено все необходимое для посещения людей с ограниченными возможностями, и двух залов Китайского дворца – Сиреневого покоя и Малого китайского кабинета. Вновь забили струи фонтанов «Тритон» и «Солнце». Кальницкая призвала публику беречь национальное достояние: бросание монеток в «Солнце» уже повредило его тонкое золочение.

Выставка «В традициях Петра Великого», посвященная 350-летию со дня рождения царя-реформатора, стала главной в нынешнем году. Она состоялась в Воронеже, Липецке и Тамбове. Были показаны подлинные предметы, которые редко покидают «Петергоф». По понятным причинам музейщики вынуждены были в основном готовить стендовые выставки. Здесь надо назвать «Царь и море», которая проехала по шести городам, недавно она открылась в Кронштадте.

В библиотеке Маяковского состоялась выставка «Каким Европа видела Петра: Петровская иконография в западноевропейских изданиях XVIII – XIX веков», она вошла в программу учредительного съезда Ассамблеи петровских музеев России. Кальницкая выбрана руководителем ассамблеи и намерена при участии самого широкого круга специалистов от историков до кутюрье создать с помощью айтишников из ИТМО современный мультимедийный музей «Россия – планета Петра Великого».

Среди изданий, выпущенных в 2021 году, – документальная книга «Петергоф. Годы войны», научно-популярное издание «Императорский вкус: Петергоф Николая I», детская книга «Один день из жизни музея-заповедника «Петергоф». Подготовлен двухтомник о петровских коллекциях в собрании музея-заповедника и детский альбом о городе фонтанов.

Елена Кальницкая пояснила, что до пандемии около 40% посетителей «Петергофа» составляли иностранцы, они приносили 70% внебюджетных доходов. В нынешней ситуации заповедник вынужден приостановить все реставрационные работы, которые велись на заработанные деньги. Кроме того, сильно осложняет реставрацию рост цен (в некоторых случаях в разы) на строительные материалы. В тендеры были заложены старые цены, утвержденные госэкспертизой, теперь подрядчики ломают голову, как работать дальше. Именно поэтому трудно продвигается работа в Верхнем саду, который находится рядом с Большим Петергофским дворцом.

В 2020 году «Петергофу» были переданы функции заказчика по реставрации объектов в Ораниенбауме под федеральное финансирование и обещание завершить работы к лету 2023 года. Чтобы уложиться в график, недавно были закрыты до декабря 2021 года три из четырех входов в парк и более половины его территории. Это позволит восстановить покрытие дорожек и проездов, занимающее площадь более двух тысяч квадратных метров. Как сообщил Андрей Лузянин, заведующий филиалом «Ораниенбаум», работы ведутся одновременно в нескольких точках парка. Очищены и углублены пруды Нижний, Карпиев, «Подкова»,

укреплены их берега. Проведена реставрация мостов, в том числе Петровского и Руинного.

Идут работы рядом с Китайским дворцом. Посажены новые деревья на Тройной липовой аллее. Всего в ходе реставрации парка появится около тысячи деревьев и кустарников. Под землей находится кирпичный коллектор Ринальди, который в XVIII веке обеспечивал гидроизоляцию Китайского дворца. По словам Лузянина, он реставрируется как памятник инженерной и технической мысли. Восстановлены кирпичный свод и стены коллектора, отремонтированы смотровые колодцы.

После завершения всех мелиоративных и гидротехнических работ начнется воссоздание исторической планировки парка, которая сложилась к 1854 году и зафиксирована на плане дворцового землемера Г. В. Рахальса. С северной и южной сторон от Китайского дворца будут устроены цветники, дорожки и газоны, а также появятся скамейки и 17 скульптур XIX века из коллекции музея. Вокруг Нижнего и Карпиева прудов будут воссозданы утраченные дорожки, шедшие в два яруса, а также воссоздан ландшафт в долине реки Карасты, так называемая «Русская Швейцария». Все эти работы должны завершиться к ноябрю 2022 года. «Но уже следующим летом парк вы не узнаете», – прокомментировала Кальницкая.

Многих интересует, как идут работы в знаменитом павильоне «Катальная горка». Там завершена реставрация фасадов, инженерных сетей, интерьеров цокольного этажа, частично – исторических интерьеров. В ближайшее время обещают убрать строительный забор, окружающий здание. Открытие павильона для публики намечено на май 2022 года.

#Петероф #музеи-заповедники #парки и скверы #фонтаны

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7040) от 28.10.2021 под заголовком «Петергоф возвращается».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?