Петербург прощается с театральным художником Мартом Китаевым
Год начал свой отсчет потерь. 8 января скончался театральный художник, сценограф, оформивший три сотни спектаклей, Март Фролович Китаев. Ему было 94 года.
Иллюстрация Lora-Liu/shutterstock.com
Необычное имя - Март - удивительно шло художнику. Про таких говорят: «Светлый человек». Он и в старости оставался стройным, легким и только в последние годы перестал совершать традиционные пробежки по утрам, после которых обливался ледяной водой.
Март Китаев - один из столпов петербургской сценографии, наряду с Эдуардом Кочергиным, Мариной Азизян, Эмилем Капелюшем. Они - достойные наследники великой петербургской традиции, идущей от художников «Мира искусства», поднявших отечественную сценографию на мировой уровень, - Леона Бакста, Александра Головина.
Начинал художник в Риге в местном ТЮЗе. Он проработал в театре четверть века. Китаеву было под пятьдесят, когда он решился оставить налаженную жизнь в Риге и переехать в Ленинград. Наш город принял его, и вскоре без Китаева уже было невозможно представить театральную жизнь.
С 1974-го по 1991 год он был главным художником Академического театра драмы им. А. С. Пушкина, ныне Александринского. За годы работы оформил 37 спектаклей. Сегодня в музейной коллекции этого театра хранится большое количество костюмов, реквизита и бутафории, созданных по эскизам Китаева.
Китаев был причастен к тайне перевоплощения выходящего на сцену человека в совершенно иное существо. Костюмам он уделял большое внимание, тщательно подбирал ткани, иногда расписывал их вручную, как, например, цветастый халат Ноздрева.
Актеры любили его и часто советовались с ним не только о выборе костюма, но и о нюансах в создании сценического образа.
Помощники и коллеги Китаева называли его «последним из могикан»; художником, обладающим редким даром виртуозного владения законами драматургии, отметили в ТЮЗе, театре, в котором художник проработал почти 30 лет. И сегодня в тюзовском репертуаре спектакли, оформленные Китаевым, - «Летучкина любовь», «Бешеные деньги» и «Воспитание Риты».
Март Китаев мог быть разным в зависимости от пьесы, от замысла режиссера. За «Трех сестер» Чехова, поставленных в Молодежном театре на Фонтанке и оформленных совместно с Михаилом Платоновым, художник получил «Золотой софит» (2006). Среди его творческих наград - специальная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2008).
По предварительной информации, прощание с Мартом Китаевым состоится в ТЮЗе им. Брянцева. Похоронят художника на Волковском кладбище. О времени будет объявлено позже.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (6600) от 10.01.2020 под заголовком «Театр Марта».
Комментарии