Главная городская газета

Петь с ощущением чуда

  • 10.04.2017
  • Полина Виноградова
  • Рубрика Культура
Свежие материалы Культура

Нестареющая Золушка

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по известной сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий.

Читать полностью

Меломанов ждал завод

Новый сезон в Мариинке начался музыкой машин.

Читать полностью

Неделя ювелирной моды пройдёт в Музее связи

21-24 сентября 2017 года Музей связи примет неделю ювелирной моды «Сокровища Петербурга», которая объединит почти 250 российских и зарубежных компаний. Читать полностью

Выставка «Блокадный рисунок»

Облик и реалии осаждённого Ленинграда в работах С. П. Светлицкого Читать полностью

Ты записался в плакатисты?

Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца.

Читать полностью

Чепчик со звездой

В Мраморном дворце прошел... прием в пионеры.

Читать полностью
Реклама
Петь с ощущением чуда  | 8Игорь Грибков: «Музыку Баха легче донести до слушателя, если он сидит внизу, а с хоров, будто с неба, доносится пение». ФОТО из архива хора

8Игорь Грибков: «Музыку Баха легче донести до слушателя, если он сидит внизу, а с хоров, будто с неба, доносится пение». ФОТО из архива хора

Постоянные читатели нашей газеты знают, что Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга - один из лучших в нашей стране. С главным хормейстером этого коллектива Игорем ГРИБКОВЫМ встретилась наш корреспондент.

- Игорь Станиславович, я видела график ваших репетиций. Мне кажется, даже у востребованных звезд меньшая нагрузка.

- Да, мы растем в профессиональном плане, развиваемся. Хор постоянно сотрудничает с Мариинским и Михайловским театрами, концертным отделом Исаакиевского собора, с Большим залом Филармонии...

С некоторых пор мы принимаем участие в органных концертах базилики Св. Екатерины. Надо сказать, что мы первый хоровой коллектив, исполнивший программу концерта не с пресвитерия (то есть с возвышения перед алтарем), что напоминало бы выступление хора со сцены, а именно с хоров - так уже много веков исполняется музыка в действующих католических храмах.

Из выступлений последнего времени следует отметить и концерт «Музыка для арфы» в Мариинском театре. В нем мы исполнили A Ceremony of Carols Бенджамина Бриттена. Это сложнейшее произведение в десяти частях, написанное для детского хора и арфы.

- Даже не верится, что этим детям по десять — двенадцать лет.

- Работоспособность у них феноменальная. Например, была репетиция: за первый час мы выучили два из трех мотетов Мендельсона на латыни (для органного концерта в базилике, который был 1 апреля), за второй час приступили к разучиванию сложнейшего произведения Чайковского «Хвалите Господа с небес», а в конце занятия - к композиции модного сейчас американского хип-хоп-певца и композитора Фаррелла Уильямса для танцевального шоу «Мечтатели» в Мариинском театре. Похоже, надо будет еще и танцевать... Хотя мы сейчас танцевать тоже умеем - после премьеры оперы Владимира Тарнопольского «Правдивая история Золушки» в Мариинском театре. Для нее детям пришлось разучивать танцевальные движения, вплоть до хип-хопа, но их было потом не остановить, так понравилось!

А два года назад мы придумали собрать свой оркестр. Детям очень захотелось спеть программу из песен The Beatles, ABBA, Boney M и Queen. Тогда мы стали думать и поняли, что у нас есть и своя струнная группа, и группа духовых инструментов, и гитара, и бас-гитара, и ударные. Конечно, это, скорее, камерный оркестр, но это оркестр!

- Сколько детей сейчас в вашем хоре?

- У нас на три состава примерно 250 человек - младшая, средняя и концертная группы. В младшей группе занимаются дети от 7 до 10 лет: осваивают азы хорового пения, занимаются сольфеджио. Средний состав - это, скорее, подготовительная группа для участия в концертном хоре, возраст детей средней и концертной групп примерно одинаков. Различается только уровень музыкальной подготовки - в среднем составе дети получают необходимые навыки для участия в концертном хоре. Здесь все очень индивидуально.

- Младшие хористы тоже задействованы в концертах?

- В течение каждого концертного сезона у нас всегда запланировано несколько концертов, в которых принимают участие и младшая и средняя группы. Со своей отдельной программой. С маленькими детьми очень интересно работать. И у них совершенно уникальный звук. Иногда мы это используем, чтобы оживить звучание хорошо знакомых произведений. Например, в прошлом году младший хор в срочном порядке выучил фрагменты кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». И около 20 малышей вместе с концертным хором вышли на сцену Большого зала Филармонии.

Мальчики младшей и средней групп традиционно принимают участие в операх в Мариинском и Михайловском театрах, девочки - в балете «Щелкунчик» в Михайловском. В этом балете дети исполняют знаменитый «Вальс снежинок» с самого верхнего яруса театра.

Для некоторых проектов нужен хор мальчиков - и это нам тоже теперь по плечу. Сейчас мы готовимся к концерту, посвященному 110-летию Василия Соловьева-Седого в Большом зале Филармонии. Так вот там участвуют только мальчики, около тридцати человек!

- Какими сложными произведениями из своего репертуара вы особенно гордитесь?

- Я теперь не понимаю, что такое сложное произведение. Однажды нужно было выучить детскую песенку, но она далась гораздо труднее, чем, например, сложнейшая оратория Карла Дженкинса «Миротворцы». В прошлом году мы ее исполняли в Большом зале Филармонии с хором Санкт-Петербургского государственного университета и симфоническим оркестром. Эта оратория написана на тексты, авторами которых являются исторические личности - Серафим Саровский, далай-лама, Махатма Ганди, Нельсон Мандела, мать Тереза, Мартин Лютер Кинг... Также в ней использованы цитаты из Библии и Корана. Очень красивая музыка.

15 апреля у нас в Мариинском театре будет Восьмая симфония Малера с маэстро Гергиевым. Значит, мы будем оставаться на третий час вместо двух положенных. Мы занимаемся три раза в неделю, но график требует больше времени...

- Много желающих поступить к вам в хор?

- Мы проводим вступительные прослушивания в первые две недели сентября. Но в течение всего концертного сезона телефон просто разрывается - очень много желающих. У нас нет определенного количества мест в коллективе - всех, кто нам подходит по музыкальным данным, мы принимаем. Как правило, случайно к нам детей никто не приводит, родители понимают, куда привели ребенка и каким требованиям он должен соответствовать, чтобы справиться с нагрузками.

- Появилось так много конкурсов и детских телепроектов. Удивительно, сколько сейчас талантливых детей в России.

- Мне трудно говорить за всех, но за то, что у нас в хоре собраны очень талантливые дети, я точно отвечаю. Мне безумно нравится то, с каким энтузиазмом они рвутся в театр, а ведь, кроме того чтобы петь, в театре надо быть еще и актером. В произведениях Бриттена, которые мы подготовили для Мариинского театра, используется староанглийский язык, и мы освоили это произношение. В хоре занимается девочка, которая будет на будущий год поступать на английскую филологию, она помогла найти методику, как это произносилось в те давние времена. За две репетиции дети выучили песни на португальском языке - мы пели с коллективом Caribian Jazz Orchestra, играющим латиноамериканскую музыку. Если мы поем на французском, то наши участники, обучающиеся в гимназиях с французским языком, ставят произношение.

- Дети поют в соборах духовную музыку. Для них важно знание основ религии?

- Несколько раз в году мы участвуем в службах в храме Св. Николая Чудотворца при Доме ветеранов сцены. Началось это почти случайно - нам предложили исполнить несколько произведений вместе с церковным хором. Служба произвела на детей совершенно неизгладимое впечатление, тогда мы решили - выучим церковный обиход и попробуем своими силами спеть Божественную литургию. Все крупные музыкальные формы, исполняемые во время литургии, у нас в репертуаре уже были. И вот уже несколько лет мы поем в церкви - как полноценный церковный хор.

Я сам иногда пою в церкви, поэтому с последованием (то есть порядком) службы трудностей у нас не возникает. Следующее богослужение нам предстоит на Пасху.

Я стараюсь так подобрать богослужебный репертуар, чтобы это были шедевры: Чайковский, Рахманинов, Бортнянский. Когда маленькие дети поют эту музыку в церкви - надо видеть их глаза!

Есть интересный нюанс. Когда у мальчишек ломается голос, они переживают довольно трудный период своей творческой жизни, потому что начинают звучать уже как мужчины. Для того чтобы поддержать их интерес к хоровому пению, я сделал ряд переложений, и всю духовную музыку мы поем как смешанный хор: подростки поют басовую партию. В историческом смысле это очень правильно - например, Дмитрий Бортнянский работал учителем в хоровом училище и писал свои гениальные хоровые концерты для таких же оболтусов. Вся духовная музыка той эпохи - смешанный хор. Если мы возьмем духовные произведения Баха, Мендельсона и других композиторов, все они писались для хоров мальчиков с тенорами и басами.

Я теперь понимаю, что некоторые произведения, возможно, надо не выносить на сцену, но петь в местах, для которых они были написаны. И музыку Баха легче донести до зрителя, если он сидит внизу, а с хоров, будто с неба, доносится пение.

В прошлом году на пасхальном богослужении детей было просто не остановить, они пели и пели. Наверное, душа ребенка больше открыта Богу. Возможно, он об этом даже не знает, может быть, и не нужно пока знать... Пусть ребенок просто живет с этим ощущением необъяснимого чуда.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook