Песни на каждый день

Третий сезон проекта «Голос» в очередной раз доказал, что на постсоветском пространстве живут множество музыкально одаренных людей, среди которых иногда попадаются вокальные редкости высшей пробы.

 Песни на каждый день | с сайта www.1tv.ru  Многие зрители упрекают Пелагею в том, что в третьем сезоне она стала слишком раскованной.

с сайта www.1tv.ru Многие зрители упрекают Пелагею в том, что в третьем сезоне она стала слишком раскованной.

Рейтинги «Голоса» второй год зашкаливают, опережая самые популярные программы «Время» и «Битва экстрасенсов». Для нашей эпохи характерна песенная недостаточность. Возможно, это последствия травмы, которую доставил современной музыке «саунд 1990-х»: навязчивые электронные ритмы, предельная громкость, всеядность радиоэфиров и музыкальных телеканалов. Тогда песня перестала быть главной формой популярной музыки _ молодежь охотно отплясывала на дискотеках и под наивные мелодии «Руки вверх!», и под агрессивные композиции The Prodigy. На сломе эпох молодые люди гораздо больше любили рок-музыкантов и рэперов, а всю эстраду пренебрежительно именовали «попсой». И вот в 2002 году на центральном телевидении запустили «Фабрику звезд», и как будто появилась надежда на обновление эстрадных ресурсов, которые с 1980-х оставались неизменными _ как вечная молодость некоторых исполнительниц.

Гораздо интереснее было наблюдать за процессом воспитания новых звезд, чем слушать их песни: за кулисами проекта они взрослели вместе с нами, учились любить и дружить, побеждать и принимать поражения (примерно так же можно объяснить долгосрочный успех проекта «Дом-2», где от участников никаких талантов не требуется, кроме как умения сносно уживаться вместе). Вникать в одинаковое творчество «фабрикантов» было не столь занятно. Их песни казались глуповатыми _ в ту пору нас уже научила вслушиваться в слова певица Земфира. Впрочем, поэтический дар Земфиры Рамазановой другого свойства. В своих песнях она обращалась к самой себе и к той высшей силе, которая избирательно наделяет талантом. Но то не были песни «на каждый день». Именно нехваткой песен, которые можно напевать ежедневно в подходящие минуты, объясняется популярность радиостанций с ностальгическим репертуаром.

Всплеск народного интереса к шансону тоже объясняется недостатком «песен за жизнь», простых и душевных. Но шансон быстро надоел: Стас Михайлов не меняет интонацию, Елена Ваенга тоже будто не о том поет. Зато ретрохиты можно слушать постоянно. Новый шансон не заменит старую добрую эстраду.

Мне кажется, что зрительская любовь к проекту «Голос» отчасти объясняется репертуаром участников: зрители устали от пошлых песенок длинноногих красавиц и загорелых красавчиков. Отчаявшись получить от новейшего времени хотя бы какой-то запас песенного наследия, зрители предпочитают все те же мелодии и ритмы советской эстрады.

Молодые участники «Голоса» поют любимые песни нескольких поколений, которые принято именовать «нетленками», и точно так же находят в них свое. У зрителей старшего поколения наступает момент узнавания и гордости _ по-прежнему наша земля полна талантами. «Голос» _ это еще и диалог поколений, чего на «Фабрике звезд» не было. Туда приходили парни и девушки с конкретным желанием стать звездой. А в «Голос» приходят состоявшиеся в других профессиях люди или профессиональные музыканты, потому что хотят донести свое понимание искусства эстрады. Телезрители вдруг вспомнили, что эстрада _ это искусство, а не только шоу-бизнес.

«Диалог поколений» поддерживают и наставники, и участники. Совсем юные хотят учиться у опытных Леонида Агутина и Александра Градского.

А кумиры молодежи Пелагея и Дима Билан выбирают в свои команды певцов постарше.

Также любопытно наблюдать диалог на равных: когда конкурсант давно всему обучился и преподает в одном из лучших музыкальных учебных заведений страны, но хочет что-то для себя понять о массовой культуре, на которую раньше со своих академических высот не обращал внимания.

Третий сезон порадовал количеством профессионалов высокого класса, имеющих большой опыт выступлений и/или солидный преподавательский стаж. Среди конкурсантов по крайней мере пять преподавателей, солисты региональных оркестров и театров, оперные и джазовые вокалисты.

По-прежнему немало талантливых самородков (во многом ради выявления таковых «Голос» и задумывался, но постепенно превратился в трамплин, благодаря которому настоящие профессионалы могут стать ближе к народу). Связать свою жизнь с пением мечтают филологи, экономисты, люди рабочих специальностей, есть даже темнокожий медик из Курска.

Несмотря на то что шоу «Голос» считается национальным, к нам едут граждане других стран. Тридцатилетняя Мари Нжипуакую из Камеруна, политолог. Сорокалетний канадец Станислас Виторт закончил Московскую консерваторию, профессиональный оперный певец. София Рубина-Хантер приехала из Эстонии. С 12 лет принимала участие в эстонских телевизионных проектах, сейчас ей почти тридцать. Ее тезка и ровесница англичанка Софи Джейн Лаган имеет степень бакалавра по вокалу университета West London. Поет, играет на гитаре и фортепиано. Временно променяла карьерные перспективы в родном королевстве на работу в Москве гувернанткой в семье с четырьмя детьми. Пьер Эдель закончил музыкальную школу в Лондоне. Участвовал во французском проекте «Голос», где выступал вместе с такими звездами, как Гару, Кайли Миноуг и Мика. Но и этому красавчику, похоже, в Европе чего-то не хватает для полноты ощущений, и сейчас 27-летний певец живет в Москве.

В числе фаворитов, как правило, значатся наши земляки _ третий «Голос» не стал исключением. Петербуржцы будут следить за творчеством выбранных Димой Биланом певцов: Илья Римар _ актер Санкт-Петербургского театра оперетты; Егор Сесарев периодически светился на крупных фестивалях и массовых праздниках. В свою очередь Леонид Агутин нажатием красной кнопки проголосовал за родство двух столиц: участницы дуэта «Сестры Ша» Алена и Елизавета Шахтарины связали свою жизнь с кукольным театром: только Алена работает в московском «Иллюзионе», а Лиза _ в петербургском «Бимбом».

Невообразимо пестрая палитра сложилась на третьем сезоне. Что получим в результате, разумеется, пока непонятно. Будет ли это абстрактная картина на тему «возрождение эстрадного жанра», но четких очертаний жанр так и не обретет, или мы наконец получим портрет героя нашего времени.

Если вовремя не подсуетиться, этот герой обретет черты победителей телепроекта «Хочу к Меладзе». А этого я как раз не хочу.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (5321) от 16.10.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.