«Паразиты»: фильм-обладатель «Золотой пальмовой ветви» вышел в российский прокат

Не успел отгреметь Каннский фестиваль, как южнокорейский фильм «Паразиты», получивший «Золотую пальмовую ветвь», появился в отечественном прокате. И это правильно: он вполне отвечает нашим реалиям, хотя вроде бы - про совершенно другую жизнь. Попробуем понять, как это у авторов получается. И почему режиссер картины Пон Чун Хо имеет все шансы встретить у нас поклонников, которые ищут в кино в первую очередь социальность.

«Паразиты»: фильм-обладатель «Золотой пальмовой ветви» вышел в российский прокат |

Южнокорейское кино - не китайское. В нем, на первый взгляд, меньше совершенства экранной пластики, как у более известных нам авторов Поднебесной (например, Чжана Имоу, чья очередная лента тоже скоро выйдет в российский прокат). Оно, как правило, более шероховатое, но по-своему изысканное и вольно дышащее при этом. Режиссеры-авторы не считают себя обязанными догматически следовать своим же внутренним законам. Они легко варьируют интонацию рассказа по ходу повествования. В частности, как режиссер «Паразитов», могут начинать с легкой иронии, продолжить гротеском, а закончить открытой сентиментальностью. Вообще они не боятся открытых, «лобовых» ходов и приемов. И отважно рассчитывают на то, что «текст», содержание фильма, важнее «подтекста» - скрытых смыслов, выраженных посредством сквозной метафоры.

Впрочем, такая метафора как раз в «Паразитах» есть - это движение нескольких персонажей снизу вверх и, соответственно, сверху вниз. Бедная, даже нищая семья, которая ютится в полуподвале, постепенно, воспользовавшись счастливым случаем, проникает в семью богатых людей, живущих неподалеку. Чтобы всем получить работу, люди скрывают свое родство. Но разве утаишь в мешке шило? В итоге возвращается статус кво, но ценой такой катастрофы, что рецензенты описывают финальную фантасмагорию в категориях «классовой борьбы».

Зрителям и критикам остается решить, кто именно «паразиты». То ли богатые, «эксплуатирующие» наемный труд и при всей своей вежливости в обращении с трудом переносящие «запах» социальных низов (на метафоре запаха многое в картине построено). То ли бедные, которые еле сводят концы с концами, но практически не работают, уповая именно на чудо. Оно в конце концов и приходит, чтобы окончательно разрушить по-своему стабильное равновесие.

По ходу картины ради ее максимально полного восприятия приходится вспомнить уже достаточно старый советский опыт «идейно выдержанного» кинематографа с четкой расстановкой «классовых» сил. Нет буфера в виде потенциального «среднего класса», в случае конфликта зовущего к примирению. Две семьи, обеспеченная и нищая, замкнуты друг на друга. Хотя есть еще конкуренты, их тоже надо упрятать вниз, то есть как можно дальше - глубже, на самое дно.

Однако в ленте южнокорейского режиссера имеется нравственный перевертыш, что, видимо, и обеспечило ему «Пальму», учитывая общий крен фестивалей, как минимум европейских, «влево». Ведь по большому счету, как уже говорилось, довольно трудно понять, кто именно «паразиты». И это значит, что «классовая борьба» претерпевает очевидные превращения во вселенскую свару, а социальная комедия становится мрачной фантасмагорией. Правда, южнокорейским режиссерам не привыкать, поскольку существует жанр «черной комедии», и Пон Чун Хо великолепно умеет вести рассказ таким образом, что «выйти» и «отстраниться» иронически не очень-то выйдет.

В самом деле, чего не бывает в мире, где люди обречены друг на друга, а социальных ниш - кот наплакал. Но фильм, разумеется, не сводится к констатации разрушительной активности одних героев и слегка высокомерной вежливости других. В отправной точке картины мы сразу же погружаемся не просто в очевидную нищету (телефон и Интернет у семьи отключены за неуплату, у их полуподвального окна кто-то мочится, и явно не в первый раз, работы нет - остается собирать из разных частей картона коробки для пиццы, но и это семейству плохо удается), но в состояние, которое можно назвать прострацией. Люди уже не могут отличить хорошее от плохого, причем конкретно для них, а не вообще для бедных.

После того как мы знакомимся с персонажами и узнаем об их привычно-бедственном положении, за окном появляется человек, дезинфицирующий пространство вокруг. Поэтому изначально слово «паразиты» - отнюдь не метафора. Это именно насекомые, мешающие жить не только нищим, но и всем вокруг (данная тема тоже будет продолжена, как и тема запаха бедности). По идее надо закрыть окно. Но хозяйка дома тут же дает команду: наоборот, давайте откроем - наше жилище обработают бесплатно. И дальше герои при открытом окне начинают задыхаться, почти как в газовой камере. Правда, очень смешно, однако! Сами же виноваты!

А как же «богатые», живущие в хайтековском доме, в жилище с иголочки без признаков внутреннего уюта? Зато полный порядок, который остается только поддерживать. Так опять же - сами виноваты, зачем всецело полагаются на «невидимую руку» такого порядка, где все делается по рекомендации, а не по внутреннему чутью?

В итоге, и это самое грустное, наступившая катастрофа по сути ничего не меняет. Пишут, что в основу сценария лег собственный опыт режиссера, который поработал в юности переводчиком-репетитором и благодаря этому однажды попал в роскошный особняк «с сауной». Но в «Паразитах» гораздо меньше чувствуется пафос социального реванша, чем интонация будущего согласия между детьми и отцами. Пускай отцы пока разрушают, чтобы снова оказаться на дне. Дети все-таки будут строить. Пускай сначала в мечтах. Они ведь, как и наши далекие предшественники, рождены, чтоб «сказку сделать былью». Но - важное уточнение, которое я считаю решающим, - личную сказку. Собственную. Для близких. И для себя. Вот вам и Азия, где социальная жизнь якобы подчиняется коллективу.

Впрочем, Южная Корея - это все-таки не Китай.

#кино #премьера #Золотая пальмовая ветвь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (6478) от 11.07.2019 под заголовком «А паразиты - навсегда!».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...