Панорама трагедии. В прокат вышел фильм «Солнцепек»

Панорама трагедии. В прокат вышел фильм «Солнцепек» | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Место действия – Луганск и окрестности. Сюжет стартует в мае 2014 года: бывший «афганец» Владислав Новожилов стремится вывезти жену и сына в Воронеж, но застревает в Луганске. Его роль очень выразительно сыграл Александр Бухаров, который совершенно по-новому раскрылся в этом фильме, впервые после давнего «Волкодава».

По сюжету, его герой сразу попадает в драматические обстоятельства. Он чудом спасает своих родных от бандитов, которые убивают, грабят и насилуют мирных жителей. В стартовом титре в прологе «Солнцепека» излагается официальная версия событий и официальное количество жертв.

Оставшись на время в Луганске, герой трудится на скорой помощи шофером, но и эта работа не позволяет ему спрятать голову в песок, чтобы не видеть весь тот кошмар, который произошел только из-за того, что люди захотели жить на своей земле и разговаривать на родном языке. Логика развития его характера очевидна: Влад встанет на защиту тех, кто в ней нуждается. Но до этого произойдут в картине весьма трагические события, которые и демонстрируют главный конфликт нашего времени: мир не может жить в мире.

Смотреть на бесчинства ВСУ в отношении мирных жителей невыносимо. Количество подобных эпизодов, их очевидно натуралистический характер могут показаться публике чрезмерными. Но, побывав в Донецке в 2019 году, я поразился количеству гранитных стел, установленных по всему городу. Мне объяснили, что так отмечены места, в которых в результате обстрелов украинской армии погибли мирные жители. Авторы фильма, даже допуская некоторую вольность в обращении с фактами, все же в своем порыве достучаться до зрительских сердец остаются искренними. Они пытаются развернуть перед нами панораму трагедии, начавшейся в 2014 году и длящейся до сих пор.

А это отчасти искупает несовершенства фильма, схематизм его драматургии (автор сценария Владимир Измайлов). «Солнцепек» излишне назидателен, он демонстрирует натуралистические подробности, изобилует боевыми эпизодами. Сюжет его слишком политизирован. Но я все равно сочувствовал главным героям и переживал за их судьбу.

Кроме Влада в фильме предстают еще двое бывших «афганцев», но с какими разными судьбами! Это Павел Грицай, командир ополченцев, в точном и сдержанном исполнении Алексея Кравченко. И командир из батальона добровольцев-националистов Алексей Гончаренко. Этот характер открыл для меня новое актерское имя – Максим Дахненко, который сыграл, наверное, самую трагическую роль в этой картине мужских действий и поступков. Ближе к финальной развязке именно его герой осознает свою драму: обидевшись на жизнь, он встал не на ту сторону.

«Солнцепек» – «мужское кино», жесткое и порою жестокое, которое не оставляет публике шанса на ожидание благополучной развязки для значительного большинства персонажей. Но некоторую надежду на спасение и защиту тех, кто стал жертвой конфликта в Донбассе, дает развернутый финал картины: некая сноровистая, одетая в камуфляж группа «вежливых людей» помогает ополченцам разгромить колонну боевой техники. «Теперь у вас есть танки», – бросает командир этой группы фразу в адрес Павла и Влада. И он сам вместе со своими бойцами уходит в степь донецкую... Под инструментальную обработку одного из знаменитых лейтмотивов Рихарда Вагнера. При этом командир группы подбирает книгу, которую постоянно читал погибший учитель. В кадр «случайно» попадает фамилия ее автора – Рихард Вагнер.

Авторы картины не дадут публике прямого ответа на вопрос о том, кто эти люди. Каждый зритель волен строить собственные версии, основываясь на том, что он увидел в фильме и что ему известно из мира большой политики. Для меня почему-то именно в это мгновение финал «Солнцепека» срифмовался с финалом «Неуловимых мстителей»: четверка движущихся в сторону солнца всадников и звучащая за кадром песня: «Если снова над миром грянет гром, небо вспыхнет огнем...».

А непосредственно в «Солнцепеке» мы видим лишь итог одного конкретного боя, случившегося в2014 году.

 


#фильм #кино #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7004) от 07.09.2021 под заголовком «Жара. Луганск. 2014».


Комментарии