Панорама трагедии. В прокат вышел фильм «Солнцепек»

Панорама трагедии. В прокат вышел фильм «Солнцепек» | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Место действия – Луганск и окрестности. Сюжет стартует в мае 2014 года: бывший «афганец» Владислав Новожилов стремится вывезти жену и сына в Воронеж, но застревает в Луганске. Его роль очень выразительно сыграл Александр Бухаров, который совершенно по-новому раскрылся в этом фильме, впервые после давнего «Волкодава».

По сюжету, его герой сразу попадает в драматические обстоятельства. Он чудом спасает своих родных от бандитов, которые убивают, грабят и насилуют мирных жителей. В стартовом титре в прологе «Солнцепека» излагается официальная версия событий и официальное количество жертв.

Оставшись на время в Луганске, герой трудится на скорой помощи шофером, но и эта работа не позволяет ему спрятать голову в песок, чтобы не видеть весь тот кошмар, который произошел только из-за того, что люди захотели жить на своей земле и разговаривать на родном языке. Логика развития его характера очевидна: Влад встанет на защиту тех, кто в ней нуждается. Но до этого произойдут в картине весьма трагические события, которые и демонстрируют главный конфликт нашего времени: мир не может жить в мире.

Смотреть на бесчинства ВСУ в отношении мирных жителей невыносимо. Количество подобных эпизодов, их очевидно натуралистический характер могут показаться публике чрезмерными. Но, побывав в Донецке в 2019 году, я поразился количеству гранитных стел, установленных по всему городу. Мне объяснили, что так отмечены места, в которых в результате обстрелов украинской армии погибли мирные жители. Авторы фильма, даже допуская некоторую вольность в обращении с фактами, все же в своем порыве достучаться до зрительских сердец остаются искренними. Они пытаются развернуть перед нами панораму трагедии, начавшейся в 2014 году и длящейся до сих пор.

А это отчасти искупает несовершенства фильма, схематизм его драматургии (автор сценария Владимир Измайлов). «Солнцепек» излишне назидателен, он демонстрирует натуралистические подробности, изобилует боевыми эпизодами. Сюжет его слишком политизирован. Но я все равно сочувствовал главным героям и переживал за их судьбу.

Кроме Влада в фильме предстают еще двое бывших «афганцев», но с какими разными судьбами! Это Павел Грицай, командир ополченцев, в точном и сдержанном исполнении Алексея Кравченко. И командир из батальона добровольцев-националистов Алексей Гончаренко. Этот характер открыл для меня новое актерское имя – Максим Дахненко, который сыграл, наверное, самую трагическую роль в этой картине мужских действий и поступков. Ближе к финальной развязке именно его герой осознает свою драму: обидевшись на жизнь, он встал не на ту сторону.

«Солнцепек» – «мужское кино», жесткое и порою жестокое, которое не оставляет публике шанса на ожидание благополучной развязки для значительного большинства персонажей. Но некоторую надежду на спасение и защиту тех, кто стал жертвой конфликта в Донбассе, дает развернутый финал картины: некая сноровистая, одетая в камуфляж группа «вежливых людей» помогает ополченцам разгромить колонну боевой техники. «Теперь у вас есть танки», – бросает командир этой группы фразу в адрес Павла и Влада. И он сам вместе со своими бойцами уходит в степь донецкую... Под инструментальную обработку одного из знаменитых лейтмотивов Рихарда Вагнера. При этом командир группы подбирает книгу, которую постоянно читал погибший учитель. В кадр «случайно» попадает фамилия ее автора – Рихард Вагнер.

Авторы картины не дадут публике прямого ответа на вопрос о том, кто эти люди. Каждый зритель волен строить собственные версии, основываясь на том, что он увидел в фильме и что ему известно из мира большой политики. Для меня почему-то именно в это мгновение финал «Солнцепека» срифмовался с финалом «Неуловимых мстителей»: четверка движущихся в сторону солнца всадников и звучащая за кадром песня: «Если снова над миром грянет гром, небо вспыхнет огнем...».

А непосредственно в «Солнцепеке» мы видим лишь итог одного конкретного боя, случившегося в2014 году.

 


#фильм #кино #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7004) от 07.09.2021 под заголовком «Жара. Луганск. 2014».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?