Памятник морским победам. Чем интересна церковь Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме

Ораниенбаум пока не так популярен у горожан и приезжих, как другие знаменитые музеи-заповедники Петербурга. Но число его посетителей быстро растет. Там красиво, спокойно и есть памятники, которые стоит увидеть.

Памятник морским победам. Чем интересна церковь Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ГМЗ «Петергоф», в состав которого входит «Ораниенбаум», активно его восстанавливает. В этом сезоне после реставрации открылся дворец Петра III и очередные комнаты Китайского дворца.

Самая последняя новость — первых посетителей принял Церковный павильон Большого Меншиковского дворца.

Подробнее об открытии «Серебряных кладовых» дворца можно прочитать по ссылке.

Церковь в западном башенном павильоне основал первый владелец дворца князь Александр Меншиков. Она была задумана как памятник морским победам петровской России и названа в честь святого Пантелеймона. Главным украшением храма стал великолепный золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

За долгую историю облик церкви менялся. В 1740 — 1750-х годах к ее реконструкции руку приложил Растрелли. Окончательно интерьер сложился к концу XVIII века. Оформленный по проекту Антонио Ринальди, он кардинально не переделывался, но реставрировался последний раз на рубеже XIX — ХХ столетий. В отделку ничего нового не вносилось. То же можно сказать и о живописном убранстве. Живопись в придворной церкви появилась во второй половине XVIII века, выполнялась постепенно в течение нескольких десятилетий разными художниками, в основном живописцами Канцелярии от строений под руководством Ивана Вишнякова, сына знаменитого художника елизаветинской эпохи.

До 1939 года храм выглядел так, как на фотографиях начала прошлого века. Затем дворец был передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, церковь переоборудована под мастерские. Разобранный иконостас и снятые со стен живописные иконы перевезли в Петергоф. Во время войны все погибло.

— Чтобы открытие церкви состоялось, потребовалось десять лет работы, — вспоминает директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. — Самым сложным было восстановить живописные алтарные образа. В доме Меншикова работали лучшие зодчие, лучшие иконописцы. Шли жаркие дискуссии и о том, каким быть иконостасу. Иконографии, архивных материалов сохранилось немного. Звучало предложение поставить перегородку из стекла, на ней символически обозначить иконостас. Прием хороший, имеет право на существование. Но хотелось большего.

Сегодня церковь Большого Меншиковского дворца обрела облик конца ХIХ века. Воссоздан деревянный резной иконостас. Его не стали серебрить, как исторический. Серебро темнеет, использовали белое и желтое золото. Работа по написанию икон продолжалась больше двух лет.

Иконы для дворцовой церкви писала группа художников под руководством профессора заведующего кафедрой реставрации живописи Академии художеств Юрия Боброва.

Единственный подлинный предмет, вернувшийся на свое историческое место в храме, — аналой. Он установлен в стеклянной витрине.

Музейная экспозиция развернута в соседнем помещении — бывшей зимней церкви, где прихожане молились в холодное время года. Здесь с помощью архитектурных форм — арки, купола — создан образ придворной церкви великокняжеского двора. В витринах немногочисленные сохранившиеся предметы церковного обихода — три иконы ораниенбаумской церкви, части лампад, металлические складни и кресты.

Особый отдел экспозиции рассказывает о малоизвестном явлении в российской культуре ХIХ века — посмертных портретах членов аристократических семейств. В ораниенбаумском дворце, принадлежавшем семье великого князя Михаила Павловича, такая коллекция хранилась.

За стеклом портрет великой княжны Елизаветы Михайловны на смертном ложе. Она умерла в родах вдали от родины в Висбадене, похоронена там же. Рядом прижизненный портрет и посмертная фотография ее матери Елены Павловны. Остальные изображения — копии, в частности, газетных публикаций.

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца — территория музейная, такой она и останется. Службы в храме будут проходить раз в году 9 августа в день святого Пантелеймона.

#Ораниенбаум #Петергоф #музей #Дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6268) от 13.09.2018 под заголовком «Памятник морским победам».


Комментарии