Памятник морским победам. Чем интересна церковь Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме

Ораниенбаум пока не так популярен у горожан и приезжих, как другие знаменитые музеи-заповедники Петербурга. Но число его посетителей быстро растет. Там красиво, спокойно и есть памятники, которые стоит увидеть.

Памятник морским победам. Чем интересна церковь Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ГМЗ «Петергоф», в состав которого входит «Ораниенбаум», активно его восстанавливает. В этом сезоне после реставрации открылся дворец Петра III и очередные комнаты Китайского дворца.

Самая последняя новость — первых посетителей принял Церковный павильон Большого Меншиковского дворца.

Подробнее об открытии «Серебряных кладовых» дворца можно прочитать по ссылке.

Церковь в западном башенном павильоне основал первый владелец дворца князь Александр Меншиков. Она была задумана как памятник морским победам петровской России и названа в честь святого Пантелеймона. Главным украшением храма стал великолепный золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

За долгую историю облик церкви менялся. В 1740 — 1750-х годах к ее реконструкции руку приложил Растрелли. Окончательно интерьер сложился к концу XVIII века. Оформленный по проекту Антонио Ринальди, он кардинально не переделывался, но реставрировался последний раз на рубеже XIX — ХХ столетий. В отделку ничего нового не вносилось. То же можно сказать и о живописном убранстве. Живопись в придворной церкви появилась во второй половине XVIII века, выполнялась постепенно в течение нескольких десятилетий разными художниками, в основном живописцами Канцелярии от строений под руководством Ивана Вишнякова, сына знаменитого художника елизаветинской эпохи.

До 1939 года храм выглядел так, как на фотографиях начала прошлого века. Затем дворец был передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, церковь переоборудована под мастерские. Разобранный иконостас и снятые со стен живописные иконы перевезли в Петергоф. Во время войны все погибло.

— Чтобы открытие церкви состоялось, потребовалось десять лет работы, — вспоминает директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. — Самым сложным было восстановить живописные алтарные образа. В доме Меншикова работали лучшие зодчие, лучшие иконописцы. Шли жаркие дискуссии и о том, каким быть иконостасу. Иконографии, архивных материалов сохранилось немного. Звучало предложение поставить перегородку из стекла, на ней символически обозначить иконостас. Прием хороший, имеет право на существование. Но хотелось большего.

Сегодня церковь Большого Меншиковского дворца обрела облик конца ХIХ века. Воссоздан деревянный резной иконостас. Его не стали серебрить, как исторический. Серебро темнеет, использовали белое и желтое золото. Работа по написанию икон продолжалась больше двух лет.

Иконы для дворцовой церкви писала группа художников под руководством профессора заведующего кафедрой реставрации живописи Академии художеств Юрия Боброва.

Единственный подлинный предмет, вернувшийся на свое историческое место в храме, — аналой. Он установлен в стеклянной витрине.

Музейная экспозиция развернута в соседнем помещении — бывшей зимней церкви, где прихожане молились в холодное время года. Здесь с помощью архитектурных форм — арки, купола — создан образ придворной церкви великокняжеского двора. В витринах немногочисленные сохранившиеся предметы церковного обихода — три иконы ораниенбаумской церкви, части лампад, металлические складни и кресты.

Особый отдел экспозиции рассказывает о малоизвестном явлении в российской культуре ХIХ века — посмертных портретах членов аристократических семейств. В ораниенбаумском дворце, принадлежавшем семье великого князя Михаила Павловича, такая коллекция хранилась.

За стеклом портрет великой княжны Елизаветы Михайловны на смертном ложе. Она умерла в родах вдали от родины в Висбадене, похоронена там же. Рядом прижизненный портрет и посмертная фотография ее матери Елены Павловны. Остальные изображения — копии, в частности, газетных публикаций.

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца — территория музейная, такой она и останется. Службы в храме будут проходить раз в году 9 августа в день святого Пантелеймона.

#Ораниенбаум #Петергоф #музей #Дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6268) от 13.09.2018 под заголовком «Памятник морским победам».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?