«Пальмовая ветвь» для Алена Делона. Открывается Каннский кинофестиваль

Сегодня открывается 72-й Каннский кинофестиваль. В этом году он, кажется, превосходит сам себя по уровню фешенебельности - прежде всего в кинематографическом смысле. В жюри - режиссеры, чьи фильмы внесли вклад в обновление киноязыка. А в конкурсе - «сливки» режиссуры.

«Пальмовая ветвь» для Алена Делона. Открывается Каннский кинофестиваль | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Председатель жюри - Алехандро Гонсалес Иньярриту. Почти двадцать лет назад он триумфально дебютировал в Каннах с картиной «Сука-любовь». Другой член жюри - Йоргос Лантимос — не так давно удивил каннскую публику флегматично-радикальной антиутопией «Лобстер», в которой холостяков обоих полов подвергали перекодировке в животных и рептилий. Их польский коллега Павел Павликовский поставляет на экран элегантные мелодраматические истории, которые происходят в режимных государствах, - его «Холодная война» тоже тут получала приз. А еще в жюри склонная в режиссуре к клоунским метафорам Алисия Рорвахер. Программный директор Тьерри Фремо отметил: «Неотменимо для фестиваля то, что члены жюри приглашены смотреть фильмы, снятые величайшими авторами своего времени, но и участники конкурса знают, что их оценивают сильнейшие профессионалы».

В этом году не так просто выявить в основной программе авторов, которые не получали пальмовых ветвей и других высших фестивальных наград. Тут и братья Жан-Пьер и Люк Дарденны с фильмом «Молодой Ахмед». И Педро Альмадовар - «Боль и слава». И Ксавье Долан - «Матиас и Максим».

Говорят, насилу вытащили из монтажной Квентина Тарантино. Уже полгода, как он монтирует свое нечто, что сам называет «объяснением в любви растленным и политически ответственным семидесятым годам прошлого века». «Однажды... в Голливуде» - название представляет собой клише, и в этом, вероятно, кроется подвох. Играют Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт. Тарантино называют «Каннским дитятей» после того, как его «Криминальное чтиво» свергло местную каннскую киноаристократию. И трепетно ждут его приезда на набережную Круазетт четверть века спустя. Любопытно, что Ди Каприо предстанет перед публикой и как продюсер документального исследования о проблемах климата: «Лед на жаровне» Лейлы Коннерс.

Абделатиф Кешиш, французский режиссер тунисского происхождения, несколько лет назад взбудоражил публику отчаянной и гендерно радикальной мелодрамой «Адель. Синий - самый теплый цвет». В тот день в Каннах шел проливной дождь, но очередь журналистов и зрителей стояла плотной толпой и до просмотра, и после, приветствуя съемочную группу. Сейчас Кешиш привез продолжение сентиментальной саги «Мектуб. Моя любовь», первая часть которой была показана в прошлом году на Венецианской кинобиеннале. Поклонники охарактеризовали стиль фильма как «фантастическое сочетание Пруста и Вагнера». Заметим, отборщики тоже сторожили этот фильм практически на съемочной площадке и пригласили незаконченную версию.

Теренс Малик везет «Скрытую жизнь»: сюжет связан с событиями Второй мировой войны. Кен Лоуч - драму «Прости, мы скучали». Элия Сулейман - картину «Должно быть, это небеса». Японец Хиракозу Корээда - фильм «Правда». Итальянец Марко Белоккио - «Предателя». Буквально звезда с звездою говорит.

Ожидается также традиционный скандал от Гаспара Ноэ - старожилы помнят давнюю местную премьеру его «страшилки про подземный переход», как окрестили циники «Необратимость», в которой категория насилия обретала адову реальность. В этом сезоне на специальном полуночном сеансе - «Вечный свет», в котором Шарлотта Гейнсбур, любимица Ларса фон Триера, и Беатрис Даль, икона игры в сумасшествие, рассказывают истории про ведьм. То есть, полагаем, про себя самих.

Но есть и интриги, которые не без основания обещает новое поколение. Фильмы от бразильских авторов Клебера Фийо и Джулиано Дорнеллеса, от корейца Пон Джун Хо, от известного румынского режиссера Корнелиу Поринбою...

В программу «Особый взгляд» вошли фильмы двух российских режиссеров: «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой и «Дылда» Кантемира Балагова. Балагов, ученик Александра Сокурова, тоже считается каннским открытием - пару лет назад его «Теснота» произвела тут фурор.

Вне конкурса такие чудеса, как биография Элтона Джона - режиссер Декстер Флетчер и футбольной легенды Диего Марадоны - Азиф Кападиа.

Оптимистично - хотя немного не без мрачного юмора - то, что фестиваль открывается зомби-комедией. С намеком, что истинному веселью предаются покинувшие лучший из миров - «Мертвые не умирают» Джима Джармуша с участием Билла Мюррея и Тильды Суинтон.

Ален Делон получит «Пальмовую ветвь» за служение искусству кино. Классики Абель Феррара и Вернер Херцог покажут фильмы в рамках специальных показов. Самым экстравагантным сеансом фестиваля считают «Лучшие годы» Клода Лелуша - реинкарнация его суперхита 1966 года «Мужчина и женщина». Приятно, что по-прежнему с Жаном-Луи Трентиньяном и Анук Эме в главных ролях.

Читайте также об итогах Московского кинофестиваля. 

#Канны #кинофестиваль #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (6437) от 14.05.2019 под заголовком «Каннские детки и взрослые».


Комментарии