Отсюда – в Тобольск. Какой будет судьба Александровского дворца?

Одна из тем, которую планировали обсудить на Петербургском международном культурном форуме, – восстановление памятников, пострадавших в годы Второй мировой войны и вооруженных конфликтов второй половины ХХ – начала XXI века. Яркая к ней иллюстрация – судьба Александровского дворца музея-заповедника «Царское Село». Туда и был организован пресс-тур в рамках подготовки к культурному форуму.

Отсюда – в Тобольск. Какой будет судьба Александровского дворца? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Из федеральных пригородных музеев, пожалуй, только «Царское Село» все еще в таком масштабе залечивает раны войны, – рассказывает директор музея-заповедника Ольга Таратынова. – Он оказался третьим в очереди на возрождение после Павловска и Петергофа. К его восстановлению приступили только в 1957 году. Очень много работ выполнено, но даже в Екатерининском дворце мы все еще не поставили финальную точку. Александровский дворец для музея – стратегический объект. Проект его реконструкции разделен на три этапа, чтобы как можно скорее открыть для посетителей значимые помещения – те, где жила семья Николая II и где происходили самые счастливые и самые трагические для нее события. Мы рассчитываем уже к следующему сезону представить дворец публике.

Первоначально планировалось, что восемь интерьеров дворца откроются для посетителей минувшим летом. По понятным причинам этого не случилось. Сегодня дворец все еще обнесен забором, часть его фасада укрыта строительными лесами. Леса стоят и внутри, в помещениях, где ведутся работы. Зато через год у посетителей будет возможность увидеть 15 исторических интерьеров.

Император читает газету.jpg

Николай II в Александровском дворце. ФОТО из архива редакции

Во дворце, построенном Кваренги по заказу Екатерины II, родился последний российский император. С момента бракосочетания Николая II и Александры Федоровны в 1894 году и до 1917 года он был домом и официальной резиденцией императорской семьи. Последние двенадцать лет царствования они жили в этих стенах постоянно. Отсюда в августе 1917-го семья отправилась в Тобольск.

Через год после революции Александровский дворец стал музеем. Позднее в нем размещались Дом отдыха сотрудников НКВД, детский дом. Во время фашистской оккупации в здании обосновались немецкий штаб, гестапо, тюрьма. В послевоенное время его передали Академии наук для хранения коллекций Института русской литературы, затем Военно-морскому ведомству. Только в 2009 году Александровский дворец вернул себе музейный статус, он вошел в состав ГМЗ «Царское Село».

Восстановительные работы в здании-памятнике проводились и в послевоенные 1947 – 1951 годы. Тогда ориентировались на Кваренги. Отделка комнат, в которых проживала семья Николая II, по большей части была уничтожена. Теперь интерьеры восстанавливают на время жизни в этих стенах семьи последнего российского императора. Сыграли роль практические соображения. От Кваренги остались чертежи. Интерьеры, в которых проходила жизнь императорской семьи, запечатлены на множестве фотографий, в том числе сделанных чуть ли не на следующий день после отъезда владельцев дворца в ссылку.

Александровский1_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Реставрационные работы и капитальный ремонт здания идут с 2012 года. Первоначально углубляли подвалы, перебирали перекрытия, кровлю. Приступив к восстановлению парадной части, реставраторы опирались на иконографию, которой располагает музей, – любительские фотографии членов императорской семьи из государственных архивов, автохромы 1917 года; проектные чертежи. В музеях-заповедниках «Царское Село» и «Павловск» сохранились образцы тканей, по которым воссоздается декоративное убранство Спальни, Сиреневого кабинета, Палисандровой гостиной. При реставрации сохраняются подлинные элементы исторической отделки, в том числе дубовые стенные панели, деревянные плафоны, керамическая плитка.

Императорская половина дворца практически готова. Эта часть здания делилась коридором на две анфилады: комнаты Николая II, обращенные во двор, и комнаты Александры Федоровны – окнами в парк. Пока в них нет мебели, предметов интерьера. Какие-то вещи в реставрации, что-то воссоздается. Как выглядели эти помещения при жизни венценосных владельцев, можно видеть на старых фотографиях.

Половина Александры Федоровны несет на себе вкус императрицы. Ее любимый Сиреневый кабинет, созданный Романом Мельцером, не менялся в угоду изменчивой моде. Для его оформления шелк розовато-лилового оттенка был заказан у парижской фирмы Шарля Бурже. Деревянные панели в нижней части стен и мебель окрашены в два цвета под слоновую кость. В Сиреневом кабинете воссозданы обивка стен, портьеры, встроенная мебель, ковер, деревянные панели, камин, живописный фриз. В Спальню вернулись альков, обивка стен, портьеры. В Палисандровой гостиной воссозданы обивка на стенах, портьеры, камин из палисандра украшен тканевой вставкой и зеркалами.

Половина императора чисто мужская, здесь много дерева. В Приемной дубовый потолок и стены опоясаны панелями из того же дерева. Дополняет интерьер камин темно-зеленого мрамора в дубовом же корпусе с пирамидальным завершением. Эта комната сохранила отделку даже после немецкой оккупации. Ее отреставрировали. По сохранившимся фотографиям воссозданы встроенный диван, обитый оливковой кожей, каминная решетка и ажурная металлическая сетка каминной топки. По историческим фотографиям изготавливаются дубовый стол и стулья, а также решетка-стойка для знамен. Планируется и воссоздание витражных стекол в окнах.

Рабочий кабинет императора войну не пережил. Воссоздавать пришлось камин, стенные панели, мебель из орехового дерева.

Пожалуй, самый впечатляющий интерьер на половине императора – Мавританская уборная. Ее устройство в Александровском дворце было связано с назначением Николаю II водных процедур и массажа струями душа Шарко. Это ванная комната с глубоким бассейном вместимостью более тысячи ведер. За несколько минут он наполнялся водой нужной температуры. Площадку перед бассейном украшал камин, выложенный изразцами с восточным орнаментом. Все это было утрачено в годы войны. Перед закрытием дворца на реставрацию здесь находилось выставочное помещение с паркетным полом, окрашенными стенами и белым потолком. Реставрация начиналась практически с нуля по черно-белым фотографиям 1930-х годов. При проведении демонтажных работ под полом обнаружили чашу бассейна, а в ней – значительное количество фрагментов керамической плитки стен, метлахской плитки, относящихся к отделке не только Мавританской, но и других интерьеров жилой половины дворца. Благодаря счастливой находке облицовка стен Мавританской уборной воссоздана с максимальной точностью. За дверью по границе со стеной коридора туалет. Представление о его виде сохранила кинохроника 1918 года, в которой запечатлена первая экскурсия в Александровском дворце.

Вдвое просторнее стала Кленовая гостиная, после войны разделенная перегородкой. Теперь воссозданы антресоль, лепка стен, встроенная мебель. В Угловой гостиной и Библиотеке отреставрированы искусственный мрамор, паркеты, карнизы.

Планируется, что полностью Александровский дворец откроется не раньше 2022 года. По проекту, разработанному «Студией 44», он станет многофункциональным музейным комплексом, где предусмотрены залы для экспозиции и временных выставок, помещения для научно-исследовательской работы и конференций, библиотека, детский центр. В цокольном этаже разместятся кафе, вестибюли с кассами, гардероб, экскурсионное бюро, музейный магазин.

#Царское Село #памятник #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6787) от 19.10.2020 под заголовком «Отсюда – в Тобольск...».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?