Главная городская газета

Отчего плачет ангел

Свежие материалы Культура

«Культурная» ли виза?

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев обратился к министру культуры Владимиру Мединском не оказывать поддержу в случае обращения известному американскому актеру Читать полностью

Нестареющая Золушка

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по известной сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий.

Читать полностью

Меломанов ждал завод

Новый сезон в Мариинке начался музыкой машин.

Читать полностью

Неделя ювелирной моды пройдёт в Музее связи

21-24 сентября 2017 года Музей связи примет неделю ювелирной моды «Сокровища Петербурга», которая объединит почти 250 российских и зарубежных компаний. Читать полностью

Выставка «Блокадный рисунок»

Облик и реалии осаждённого Ленинграда в работах С. П. Светлицкого Читать полностью

Ты записался в плакатисты?

Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца.

Читать полностью
Реклама
Отчего плачет ангел | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Три месяца назад статую ангела, венчающую лютеранскую церковь Петра и Павла на Невском проспекте, именуемую также Петрикирхе, закрыли строительным «тепляком». С земли увидеть отреставрированный символ веры, изготовленный скульптором Иосифом Германом по рисунку Александра Брюллова, можно будет в последний день октября.

Чтобы осмотреть, как идут реставрационные работы, представителям КГИОП и журналистам пришлось надеть каски и по винтовой лестнице подняться на крышу храма. Отсюда открывается вид на Невский проспект. Здесь можно рассмотреть выразительное лицо ангела, так долго наблюдающего за жизнью города.

Здание Петрикирхе построено в 1833 - 1938 годах по проекту Александра Брюллова. Спустя пятьдесят с лишним лет Максимилиан Месмахер изменил его внутреннюю отделку. О том, какой она была, сегодня можно судить лишь по старым рисункам и фотографиям. В 1937 году кирху закрыли, здание приспособили под склад театральных декораций, затем под хранилище овощей, а в 1962 году в нем открыли бассейн.

До сих пор там сохранились трибуны для зрителей. В храм невозможно войти через главный вход, приходится пользоваться боковым. Под полом большого зала осталась бетонная чаша бассейна, ее невозможно убрать без риска обрушить здание. Размером чаша немногим больше стандартных бассейнов, каких теперь много в городе, разве что глубже. Под ней подвал с историческими сводами. Несколько лет назад театральный художник из Воркуты Адам Шмидт, прошедший сталинские лагеря, расписал стены подвала сценами из собственной жизни и жизни страны - арест, долгий путь в теплушке, лесоповал, молитва...

К счастью, в советское время не пострадало внешнее убранство здания. Перед входом на гранитных пьедесталах стоят статуи апостолов Петра и Павла - копии работ знаменитого датского скульптора Бертеля Торвальдсена.

Ангел на фасаде до 1950-х годов держал в руках дубовый крест, облицованный медью. Здание вернули церкви в 1994 году. Примерно в то же время скульптуру на фасаде реставрировали. Тогда ангел получил новый крест - из сосны, окрашенный масляной краской.

Нынешнюю реставрацию по программе КГИОП выполняют специалисты ООО «Реставрационная мастерская «Наследие». Город выделил на это из своего бюджета 9 с лишним миллионов рублей.

Отвечая на вопрос о сложностях в работе на этом объекте, глава КГИОП Сергей Макаров назвал поиски финансирования, обследование скульптуры и принятие решения, что с ней делать дальше. Он отметил активную деятельность пастора Михаэля Шварцкопфа, положившую начало проекту.

- Я мало знаю о конструкции ангела и строительных работах, - сказал пастор. - Но я знаю, что ангелы охраняют нас. Они - символ веры. Два года по всей стране прихожане, в основном пожилые дамы, собирали 200 тысяч рублей на обследование статуи. Сделать больше своими силами мы не могли, благодарны, что город взял это на себя.

Программа, разработанная КГИОП, включает реставрацию скульптуры и аттика - декоративной стенки над карнизом, а также воссоздание креста и утраченных архитектурных деталей. Обследование показало, что фигура ангела не в лучшем состоянии, сказалась реставрация 1960-х годов. Тогда использовались металлические скобы, имеющие обыкновение ржаветь, и в большом количестве цемент для восполнения утрат. Теперь пришлось исправлять следы предыдущих реставраций.

Сегодня ангел выглядит здоровым. Поверхность созданной из песчаника скульптуры расчищена от загрязнений и биологических поражений. Удаляются реставрационные вставки, искажающие руку автора. Металлические скобы очищены от ржавчины.

Обветшавший сосновый крест демонтирован, он лежит на крыше за спиной ангела. Новый воссоздается в авторском материале - из дуба, он будет облицован медными листами и окрашен в цвет золота.

Буквы надписи St. Petri, украшавшей аттик, реставрируются в мастерской. Золочение не терпит пыли. Бронзовые литеры расчищены, утраты позолоты восполнены сусальным золотом.

Воссоздаются и утраченные волюты аттика. Две каменные «спирали» идентичны по цвету и фактуре песчанику, из которого создана скульптура ангела. Что касается формы, реставраторы ориентировались на модель, сохранившуюся в Музее Академии художеств, и архивные фотографии.

Работы на крыше Петрикирхе близятся к завершению, ангел скоро останется в одиночестве. Один из финальных этапов реставрации - укрепление камня. Дефекты на поверхности статуи заполняют мастиками на основе гидравлической извести. Камень постоянно опрыскивают водой, чтобы мастика затвердела. Когда влага попадает на лицо ангела, кажется, что по нему катятся слезы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook