От российского театра – русским театрам

В «Балтийском доме» впервые прошла «Летняя театральная школа» – своего рода курсы для молодых актеров русских театров бывших советских республик. Первыми отучились актеры Рижского русского театра имени Михаила Чехова (Латвия) и государственного молодежного драматического театра «С улицы Роз» (Кишинев, Молдавия). Выпускным смешанной труппы стала постановка по произведениям Гоголя, причем русскоязычным актерам не понадобилось ни одного русского слова. О том, что успели сделать за 10 дней, рассказывают мастера этого короткого курса – доцент Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Александр ПЛАТУНОВ и зам. декана факультета актерского искусства и режиссуры, доцент кафедры пластического воспитания и кафедры режиссуры СПбГАТИ Игорь КАЧАЕВ.

От российского театра – русским театрам |  Этот жест – бессловесная, но точная цитата из Гоголя.<br>ФОТО Юрия БОГАТЫРЕВА/предоставлено «Балтийским домом»

Этот жест – бессловесная, но точная цитата из Гоголя.
ФОТО Юрия БОГАТЫРЕВА/предоставлено «Балтийским домом»

– Чтобы разобраться: летняя школа – первая, но над «творческим объединением» театров бывших советских республик ведь давно работают.

Александр ПЛАТУНОВ: – Объясню. Несколько лет назад была учреждена Ассоциация русских театров стран СНГ и государств Балтии, и среди поднятых проблемных тем была такая: в каждой советской республике был русский театр, и до сих пор они существуют, но сейчас сложности с профессиональным театральным образованием. Если оно и есть, то на национальных языках.

Поэтому в «Балтийском доме» был создан образовательный центр, который работает по двум программам.

Весенняя, когда во время фестиваля русскоязычных театров «Встречи в России» (в этом году он прошел уже в 17-й раз. – Ред.) молодые актеры из бывших советских республик дополнительно «практикуются». В этот раз Юрий Валентинович Томошевский создал с ними спектакль «Последний день войны» – мы показывали его в Петербурге, Нарве, только что в Москву возили.

И вторая история, вот эта летняя школа. Задумано, что каждый год она будет проходить под знаком какой-нибудь личности, связанной с Петербургом. В этом году был Гоголь. В следующем, если все будет нормально и Министерство культуры выделит деньги, нашим «патроном» станет Достоевский.


– Понятно, что после распада Советского Союза русские театры бывших республик оказались в определенной изоляции. Это так ощутимо?

Игорь КАЧАЕВ: – Отрыв русских театров от русской культуры был и ощутим, и катастрофичен для них.

Я несколько лет назад сотрудничал с московским СТД (Союзом театральных деятелей. – Ред.), с Центром поддержки русских театров за рубежом, который был организован Александром Калягиным. Программу поддержали президент России, МИД, Минкульт. Тогда был, наверное, первый в постсоветское время выезд профессионалов из российских театров в русские театры бывших республик.

Помогали методической литературой, командировали нашу профессуру плюс самих актеров русских театров привозили в Россию. Некоторые оказались настолько интересны, что устроились в нашей стране.

А. П.: – Я не упомянул: мы и с дальним зарубежьем работаем: в 2013-м наши педагоги выезжали в Эстонию, но также во Францию, Австрию, Финляндию с программой, посвященной Станиславскому. Это был его «юбилейный год».


– Тоже на русскоязычных ориентировались?

А. П.: – На тех, кто интересуется русской культурой. Например, в Вене есть русский театр – маленький, любительский. Вы не представляете себе, какую уверенность в них вдохнул этот проект. Их заметили, им подсказали, куда дальше двигаться. И мы уже знаем, что в Вене есть маленький центр русской культуры. Давайте культурой влиять на окружающих: оружие врагов плодит, а культура – друзей.

И. К.: – На самом деле все знают про русскую театральную школу, и когда мы приезжаем к русским театрам, получается, что собираем вообще всю театральную общественность.

В Ташкенте мне довелось давать мастер-классы и в национальном университете для узбеков. Ощущение, будто и не было этого разделения, сразу начинаются воспоминания: где учились, где стажировались, у какого профессора...

А принцип летней школы вообще замечателен: тот или иной великий писатель – как стержень, на который можно нанизать лекции, мастер-классы, экскурсии, просто прогулки по городу, – у нас ведь едва не на каждом старом доме надпись: «тут жил». И в произведениях нередко указаны конкретные места действия. В общем, полное погружение.


– Молодые актеры и родились-то после распада Союза. Приходилось им объяснять, что вообще такое – русская театральная школа?

А. П.: – С ребятами из Риги проще: Рижский русский театр имени Михаила Чехова сейчас возглавляет Игорь Коняев, выпускник нашей академии, ученик Льва Абрамовича Додина. И о тех ребятах мы еще услышим. Очень сильные.

С кишиневцами занятнее получилось. У них, оказывается, абсолютно другая система театрального образования – такой больше нет нигде. Театральному искусству они начинают учиться в театральном лицее с 1-го класса! Потом идут в Славянский университет на театральный курс. И после приходят в театр.

Для них наша система образования очень необычна. Хотя... Корни русского театрального образования во время Советского Союза разрослись по всей округе, и можно сколько угодно размахивать национальными флагами – но по крайней мере основы театральной педагогики заложены здесь, в России. Американские деятели культуры признают первенство Станиславского – с чего бы и другим не признавать?

И. К.: – Кишиневский театр «С улицы Роз» даже не театр, а такой творческий комбинат. Его организовал в 1978 году Юрий Хармелин, выпускник московского Щукинского училища, а 20 лет назад он создал «при театре» лицей. Удивительное заведение: на улице местная речь, входишь на территорию этого центра – все говорят по-русски. Первоклассники знают старшеклассников, тетя Лиза на вахте знает и учеников, и артистов театра «С улицы Роз». Как-то слышу после тренинга, тетя Лиза: «Так, ребята, все идем, быстренько писаем, моем ручки и готовим реквизит». Думал, это она «мелким» – оказалось, нет, профессиональным артистам.

Выпускники лицея необязательно идут в вузе на театральное отделение, но они в любом случае получают очень хорошее гуманитарное образование.


– Рижские, кишиневские молодые актеры от наших отличаются?

И. К.: – Прибалтийские отличаются стилем – такая «белая кость». Очень обязательные, их не надо раскачивать, они уже заточены на работу. Кишиневские – такие «наблюдатели».

А. П.: – Большинство ребят из Молдавии впервые были в Петербурге – конечно, они впечатлены.


– Как строился учебный день школы?

А. П.: – С 10.30 – с Игорем Сергеевичем, в репетиционной зоне, в тренинговой. После обеда – со мной, «теория». Чрезвычайно насыщенная программа. Лекции; телефильмы (давний телефильм Александра Белинского «Записки сумасшедшего» с Евгением Лебедевым – с открытыми ртами смотрели); театры – например, новый спектакль Юрия Бутусова по «Женитьбе» в Театре Ленсовета. Посетили Музей-квартиру Пушкина, потому что было важно подчеркнуть связь Пушкина и Гоголя; ездили в Павловск, где Николай Васильевич летом проживал...

И. К.: – До полуночи иногда засиживались. Ребята очень хотели посмотреть на разводящиеся мосты, но так выматывались, что только в последнюю ночь до мостов добрались.

А. П.: – Они еще в поезде домой ехали, а уже выкладывали в «Фейсбук» фотографии и бесконечные признания в любви к Петербургу. Я понимаю, что отсюда уехала группа патриотов нашего города. И ты ведь не знаешь, где и в чем эта благодарность городу себя проявит, но проявит точно.


– Почему выпускной спектакль по Гоголю сделали «немым», в пластике? Николая Васильевича мы, в общем, за язык ценим...

А. П.: – Гоголь дает потрясающе разные возможности. Мне как-то попался фильм по «Портрету» Гоголя – кажется, 1914 года. Короткий. Немой. Ни единого слова, а понятно – все!

У каждого гениального писателя своя энергия, которую можно воплотить в слове, в пластике, в бронзе. Гоголь – из таких. И помимо патриархального способа, вот этого «давайте все по ролям – и поехали: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятнейшее...» есть и другие варианты. Гоголь до сих пор не открыт полностью: предтеча абсурдистов, символистов... Увидеть Гоголя с неожиданной стороны – это применить к нему неожиданный подход. В этом году мы сделали упор на искусство пластики. В следующем, может, поработаем над речью.


– В следующем году – погружение в достоевщину. Невесело.

А. П. – А «Чужая жена и муж под кроватью»?! Или «Пассаж в Пассаже»? Или изумительные сатирические «Зимние заметки о летних впечатлениях»? Хотя и плакать современному человеку надо. А то совсем оскотинится.

Уже в этом году к летней школе был такой интерес, что на следующий год группа практически собрана. Знаем, например, что восемь человек будут из Грузии. Из Узбекистана собираются. Есть такая идея: у нас ведь в первую субботу июля День Достоевского – вот бы в следующем году нашу выпускную постановку городу показать...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (5498) от 13.07.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.