Только на сайте

От омнибуса до автобуса: монополия и прогресс

Современная, оснащенная по последнему слову техники, библиотека «Ржевская» совместно с интеллектуальным проектом «Санкт-Петербургские ведомости. Лекторий» организовала весьма интересную лекцию об истории Петербурга. Научный сотрудник «Музея автобусного транспорта» Владимир Чапчаев преподнес историю нашего города в контексте развития общественного транспорта в дореволюционной столице.

От омнибуса до автобуса: монополия и прогресс | ФОТО Александра ИСУПОВА

ФОТО Александра ИСУПОВА

Возрождающийся интерес к прошлому родного края среди молодежи настолько очевиден, что уже практически не удивляет заполненность зала преимущественно молодыми людьми. Среди присутствующих можно было увидеть даже детей младшего школьного возраста (такая увлеченность транспортом дает немалый кредит доверия будущему нашего автопрома).

Автомобильная промышленность в советское время преподносилась исключительно как достижение новой власти. А пассажирский транспорт историками практически не исследовался, считаясь неотъемлемой частью коммунальной сферы, - как ни странно, он стоял в одном ряду с вопросами канализации, водопровода, освещения и кладбищенского хозяйства. И только в 80-х годах прошлого века изучение насыщенной событиями истории транспортной логистики Петербурга стало рассматриваться как отдельное краеведческое направление.

03.jpg

Датой отсчета этой истории принято считать 1 (13) июля 1828 года, когда по российской столице пустили первую «общественную карету». Справедливости ради надо отметить, что еще за двадцать лет до этого события пассажирских кареты стали использоваться в междугороднем сообщении, - назывались они дилижансами. А по самому городу обычный люд в то время перемещался пешком: существовавшее в то время такси - услуги извозчика - было по карману не всем. 

Первый опыт внедрения городского общественного транспорта оказался не столь впечатляющим, и упоминание о повторной попытке относится уже к 1832 году. В этот раз было организовано два сезонных пригородных маршрута, начинавшиеся у Казанского собора: один из них шел в направлении на Петровский остров, другой – в Старую деревню. Кареты, курсирующие исключительно по городу, стали называться омнибусами. В отличие от дилижансов они часто были  снабжены местами на крыше (так называемый салон «империал», запрещенный для дам, удовольствие пользоваться которым стоило в два раза меньше, чем место «в первом ярусе»).

Для регулярного омнибусного движения выработались основные правила, которых мы придерживаемся до сих пор: каждый маршрут обозначался определенным цветом, имел свое наименование, а перевозчик мог работать лишь по одному из них. И к середине века в нашем городе уже функционировало пять омнибусных маршрутов, называемых линиями.

04.jpg

Незаменимость омнибусов превозносилась вплоть до 1863 года, когда, вследствие индустриализации и образования удаленных «рабочих» районов, возникла необходимость в расширении транспортной сети. Образовалась конка. Новое, более вместительное средство передвижения (использование рельсов позволило значительно увеличить нагрузку) стало предшественником трамвая. Омнибус, в свою очередь, - предтечей автобуса. В этом отношении можно сказать, что эти два вида транспорта вполне благополучно разделяли между собой пассажиропотоки вплоть до середины XX века. Перевозки на омнибусах были адресованы среднему классу горожан, а более выносливая конка считалась типично «пролетарским» видом транспорта.

64567.pngВо второй половине XIX века конка и омнибус закрепили за собой исключительное право на пассажирские перевозки в пределах города. Благодаря узаконенной транспортной монополии, первый трамвай в столице Российской Империи появился лишь через 15 лет после организации его движения по Киеву (1892 г.). И неоднократные попытки внедрения автобусных маршрутов, предпринимавшиеся с 1889 года, также блокировались пресловутым коночным лобби. 

Таким образом, Петербург не стал первым в мире городом с автобусным сообщением. А регулярные пассажирские перевозки на автобусах были налажены только в 1924 году…

На этом изложение истории городского общественного транспорта в библиотеке «Ржевская» не завершилось. Следующая встреча – лекция на тему пассажирских  перевозок - будет посвящена героическому сопротивлению блокадного Ленинграда и Дороге жизни. Лекторий «Санкт-Петербургских ведомостей» заранее приглашает на неё всех, кому небезразлична история родного города.

#лекторий #библиотека «Ржевская» #Музей автобусного транспорта

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.