Осколки счастья. В Петербурге показали спектакль «Донка. Послание Чехову»
Подарком тем, кто застрял на лето в городе, стала Театральная олимпиада. Драгоценным подарком - спектакль швейцарского режиссера Даниэля Финци Паска «Донка. Послание Чехову».
«Донка» Даниэля Финци Паска - послание Чехову без слов. ФОТО предоставлено пресс-службой Театральной олимпиады
Я могу ошибаться, но мне кажется, в Петербурге его никогда до этого не показывали. Мы только слышали о нем много и восторгов, и критики (упреки в сентиментальности и в том, что все «слишком уж красиво»). С тех самых пор, когда в 2010 году «Донку» показали на Чеховском фестивале в Москве, петербуржцы ждали ее.
Наконец увидели. Спектакль давали два вечера подряд в Мюзик-холле. C аншлагами. Среди зрителей можно было узнать многих петербургских актеров и режиссеров.
Сейчас Чехова как только не ставят. Вспомним лишь недавние спектакли. Андрий Жолдак в спектакле «По ту сторону занавеса» на сцене Александринки перенес действие «Трех сестер» в 41-й век. Ирину, Машу и Ольгу долго реанимировали, извлекая из тьмы небытия. Тимофей Кулябин перевел тех же «Трех сестер» на язык глухонемых. Поставленный в Новосибирске спектакль показывали несколько лет назад на фестивале «Радуга».
Спектакль, поставленный Даниэлем Финци Паской к 150-летию Чехова, представляет синтез цирка, драматического театра, хореографии, музыки. Это явление так называемого нового (или поэтического) цирка. Где не мучают животных. Где эффектные трюки и даже «смертельные номера», выполненные на высочайшем, запредельном, уровне, не самоцель, а лишь средства, с помощью которых рассказывается история и выражаются чувства.
Появлением «нового цирка» мы обязаны набирающему силу движению за права животных. Если говорить о художественных истоках - фильмам Федерико Феллини и Чарли Чаплина. Сыграли немалую роль и живые творения великого комика - его дети и внуки. Особенно дочь Виктория, которая вышла замуж за циркового клоуна Жан-Батиста Тьерре. Они много сделали для создания нового циркового стиля. А в 1984 году в Канаде возник Цирк дю Солей, который вскоре покорил мир.
Даниэль Тьерре, внук Чаплина, привозил в Петербург спектакль «Красный табак». А Театральная олимпиада представила нам спектакль его сестры Виктории Чаплин-Тьерре «Колокольчики и заклинания».
Цирк в традиционном понимании - грубоват: не искусство, скорее, ремесло, пропитанное запахом пота. Но, если сделать ему прививку театром, как Финци Паска, может получиться нечто волшебное. И тогда многое становится возможным. Даже поставить Чехова без текстов Чехова. Передать без длинных монологов все то главное, что скрывается в подтексте чеховских пьес, паузах, недомолвках, недосказанностях.
«Донка» соткана из этого. В воздухе кружатся на трапециях три девушки в легких платьях из белого, чуть пожелтевшего кружева. Они с легкостью выделывают сложнейшие трюки, то сцепляясь вместе, то отталкивая друг друга, и перед вами возникает полная картина сложных взаимоотношений трех сестер, столкновения характеров, несовпадения взглядов.
Нина Заречная пытается танцевать степ, но скользит, ноги у нее разъезжаются, она сбивается с ритма. Не складывается любовь, не получается с театральной карьерой.
Врач в белом халате колдует над лежащей на кровати пациенткой, руки и ноги которой словно скручены в замысловатые узлы. Бережно, но решительно «распутывает» искореженное тело, разминает закаменевшие от напряжения мышцы.
Мужчина в юбке жонглирует ледяными шариками, но в конце концов они все же падают, разбиваясь на тысячи осколков. По колким кусочкам льда ходят босиком артисты. Тает роскошная люстра, которая казалась хрустальной, но обернулась ледяной.
В России - вечный холод. Звучит реплика Ольги: «Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая, в твои именины, Ирина. Было очень холодно, тогда шел снег...».
Кап-кап-кап... Тает лед, который глотает больной чахоткой, чтобы остановить кровотечение. И что-то оттаивает внутри тебя, зрителя. Капают слезы.
Сам Финци Паска называет свой театр «театром ласки».
Спектакли воздействуют на зрителя исцеляюще, как волшебное снадобье, которое театр осторожно накладывает на душевные раны.
«Музыканты, художники, писатели могут творить в расчете на будущее, - говорил он, когда приезжал в Петербург на премьеру La Verita. - А у нас есть только настоящее. Но мы можем вылечить человека, который страдает прямо сейчас. Ребенка, который боится темноты. Подростка, который переживает крушение первой любви. Человека, который только что потерял кого-то близкого».
Даниэль Финци Паска редко использует в своих спектаклях видео, считая современные компьютерные технологии слишком холодными. Действительно, для его теплых, «ламповых» спектаклей, рукотворных, чуть старомодных, как выцветший дагеротип или пожелтевшее кружево, они не подходят.
А вот в «Снах Босха», привезенных на Театральную олимпиаду канадским цирком «Семь пальцев», видеопроекции - основа основ. Автор идеи и режиссер Самюэль Тетро поставил шоу к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, которое широко отмечали в мире три года назад.
«Сны Босха» показывали два вечера в театре «Балтийский дом», где даже на утреннике огромный зал был заполнен до отказа.
Это все же не спектакль, а очень эффектное шоу с цирковыми номерами и фантастического качества видеопроекциями. Они демонстрируются на двух экранах, один из которых - прозрачный и подвижный. Иногда виртуальные персонажи словно сходят с экрана и превращаются в живых актеров. А иногда, наоборот, реальные люди оказываются там, по другую сторону экрана.
Немного утомляет периодически появляющийся на сцене профессор, который довольно занудно сообщает аудитории самые расхожие и банальные факты о жизни и творчестве великого нидерландского художника. Все время говорится о загадках Босха, но к разгадкам спектакль не приближает зрителей ни на йоту. Разве что можно узнать о том, что Босх, вероятно, творил под воздействием галлюциногенных грибов, что он оказал сильное влияние на сюрреализм в целом и лично на Сальвадора Дали, а также на психоделический рок и Джима Моррисона. На сцене появляются и Дали, и Моррисон (кстати, актер, играющий рок-звезду, действительно похож).
Зато картины Босха, которые проецируются на громадный экран, можно разглядеть во всех подробностях. Очень впечатляет сцена страшного пожара, который полыхает в полотне Босха, изображающем ад. Как можно узнать из уст зануды-профессора, Босх в юном возрасте пережил пожар, который уничтожил в его родном городе Хертогенбосе тысячи домов.
Цирковые номера великолепны. Особенно эффектно выступление воздушной акробатки, которая парила в высоте как бы внутри прозрачного пузыря. А потом на глазах у изумленной публики пузырь лопнул, а девушка словно растворилась в воздухе...
Впереди еще много интересных спектаклей, ведь олимпиада продлится до Нового года.
О том, как в Петербурге завершился Международный конкурс имени Чайковского, рассказал портал МИА МИР.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6468) от 27.06.2019 под заголовком «Осколки счастья».
Комментарии