Оркестр musicAeterna отметил Новый год в Большом зале Филармонии

Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса отметил наступление Нового года в Большом зале Филармонии программой, в которую вошла музыка балетов «Петрушка» и «Жар-птица» Игоря Стравинского.

Оркестр musicAeterna отметил Новый год в Большом зале Филармонии | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Эти два симфонических хита знают, любят и ждут слушатели от Америки до Японии. Оба балета идеально вписываются в сложившуюся в мире ситуацию. От пандемийного бремени мы мечтаем избавиться, как мечтают избавиться от оков Кащеева царства персонажи «Жар-птицы». К тому же в этом году природа щедро украсила нам зимние гулянья, засыпав Петербург снегом, как давно уже не бывало. И хотя в «Петрушке» описаны народные гулянья на Масленой, а не на Рождество, атмосфера новогодней ажитации обнаружила в этой музыке идеальный резонанс и смысловую рифму.

Игорь Стравинский — еще один композитор, который нашел в руках Курентзиса своего фирменного дирижера. Истории известно много отличных интерпретаций «Петрушки» и в концертном зале, и в оперном театре, и в студиях звукозаписи. Но musicAeterna нашла свой ключ к этой партитуре. Ее больше всего заинтересовали звуки улицы, полифония пространственных перекличек, бесчисленные стереоэффекты. Словно партитура стала магическим шаром, показывающим прошлое во всей его красе.

О балетных танцорах в тот вечер балетной музыки даже не вспоминалось: оркестранты пританцовывали сами. Даже в симфониях Малера и Моцарта они всеми силами души и профессиональных навыков стремятся визуализировать мелодии, гармонии и тембры, чтобы максимально облегчить слушателям задачу увидеть музыку. 

А в балетах Стравинского без этого просто трудно было обойтись. Жаль, если вы не видели, как группа контрабасов с детским азартом изображала дрессированных медведей и пляску дворников, которую прописал в своей партитуре Стравинский, свидетель разнообразных звуков петербургских улиц и площадей. 

Но для Курентзиса в этом балете ключевой была фигура Петрушки — куклы, которая может звонко и бесстрашно говорить самую нелицеприятную правду, надо только уметь ее расслышать. Уж не идентифицировал ли маэстро себя с этим персонажем балаганного театра? Петрушку может наказать полицейский, могут поиздеваться над ним и Арап, и могущественный Фокусник, но у этой куклы есть своя неограниченная власть, дающая ему жизнь вечную, — власть карающей совести и памяти. 

В «Жар-птице» оркестр musicAeterna словно признавался в том, как любит рассказывать сказки. Мимика Теодора Курентзиса по такому случаю была особенно выразительной, его профили публика могла рассмотреть в моменты эффектных поворотов маэстро вправо и влево. Он не скрывал в себе ребенка, давал ему полную волю встретиться со сказкой, где так много мудрости и красоты и где жизнь всегда попирает смерть.


#оркестр #филармония #Новый год

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7087) от 13.01.2022 под заголовком «Петрушка правду говорит».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?