Оркестр «Дивертисмент» впервые исполнит цикл «Времена года» Сергея Курехина

24 июня в Малом зале Филармонии выступит камерный оркестр «Дивертисмент». Созданный в 1990 году коллектив сочетает петербургскую академическую школу исполнительства с освоением новых звуковых пространств. В репертуаре «Дивертисмента» — сочинения разных эпох, от барокко до авангарда. В этот вечер оркестр впервые исполнит цикл «Времена года» Сергея Курехина и сочинение молодого петербургского композитора Настасьи Хрущевой «Русские тупики». О том, чем отличаются «Времена года» у разных композиторов и зачем обращаться к публике со вступительным словом, журналисту Сергею КНЯЗЕВУ рассказал художественный руководитель оркестра «Дивертисмент» Илья ИОФФ.

Оркестр «Дивертисмент» впервые исполнит цикл «Времена года» Сергея Курехина  | Фото Даниила Рабовского

Фото Даниила Рабовского

У вашего ансамбля есть несколько концертов «Времена года». Почему возник еще один?

— Обычно струнные оркестры играют Вивальди, ну еще что‑нибудь. А мы кроме известного сочинения Вивальди играем циклы Чайковского, Пьяццоллы, Ахунова, Мартынова, Рекены, «Русские сезоны» Десятникова…

Несколько лет назад концертмейстер и креативный директор оркестра Лидия Коваленко предложила мне: «А давай Курехина сделаем?». Я, конечно, ­поначалу возражал: «Где мы и где ­Курехин?». Но зерно уже упало в почву…

И вот в этом году мы завершаем филармонический цикл сезона курехинскими «Временами года». Это, как известно, первые четыре из шести композиций альбома «Воробьиная оратория» (альбом выпущен в 1993 году. — Прим. ред.).

Насколько я знаю, в Петербурге это произведение в том формате, в каком его исполняем мы, пока не играли. В Москве «Времена года» Курехина исполнял Алексей Айги и его ансамбль «4’33”». Мне кажется, мы восполняем некоторый пробел, потому что Курехин — это очень питерская история.

Несколько слов об исполнителях, пожалуйста.

— У нас собралась фантастическая компания для этого концерта. С нами контрабасист Владимир Волков, который в свое время работал с Сергеем Курехиным и даже принимал участие в записи альбома «Воробьиная оратория», хотя как раз «Времена года» он и не играл; Алиса Тен, восхитительная певица с ангельским голосом; Вера Чеканова с ее хрустальным сопрано; академический ударник Иван Чернобаев. Это действительно dream team, команда мечты.

Насколько известно, композитор Настасья Хрущева, чьи «Русские тупики» прозвучат в этот вечер, примет участие в концерте и как музыкант.

— Настасья выразила желание сама сыграть партию фортепиано. То, что мы вместе окажемся на сцене, будет, полагаю, круто. Она обычно присутствует на репетициях тех ее вещей, что мы играем: на самой первой репетиции и на нескольких последних. Как правило, Настасья очень четко, очень твердо говорит, чего бы хотела от музыкантов, к счастью, у нас полное музыкальное взаимопонимание. Я же все равно делаю по‑своему, и она часто говорит: «Да, так лучше».

Чем русские «Времена года» отличаются от зарубежных?

— Национальность автора здесь роли не играет. Решает эпоха. Чем отличаются «Времена года» Вивальди от сочинения Чайковского? Эпохой. Стилистикой, эстетикой. Если бы кто‑то из поздних романтиков, современников Чайковского, например Брамс, написал бы «Времена года», это была бы та же самая эстетика.

Из русских «Времен года», которые мы играем, я бы выделил «Времена года» нашего современника Сергея Ахунова. Он не боится писать красивую музыку, которую просто комфортно слушать и играть. Его музыка несвойственна нашему нынешнему ритму. Но не могу сказать, что это типичная русская музыка.

В нашем репертуаре есть «Времена года» Владимира Мартынова — философа, композитора, признанного классика. Его сочинение — такой конструктор, где есть элементы и Баха, и Пярта, и Мендельсона, и отечественных авторов, но опять же нельзя сказать, что это именно русская музыка.

На эту тему смешно пошутил Леонид Десятников — еще один наш автор. В свою оркестровку «Времен года» Пьяццоллы он вставил цитаты из Вивальди. В «Лете» Пьяццоллы цитируется «Зима» Вивальди — потому что когда в Южном полушарии лето, то у нас зима, такой географический прикол. Но по большому счету география и национальность здесь значения не имеют. Можно Чайковского ­сыграть по‑итальянски, можно Вивальди сыграть по‑русски.

Чем отличаются ­«Времена года» последних десятилетий, допустим, того же Ахунова или Курехина, от одноименных сочинений Вивальди и Чайковского?

— Курехин — это отдельная ­статья. Это похоже на всю музыку мира и вместе с тем не похоже ни на что. Возможно, я не имею права на такие формулировки, но рискну сказать, что это великий, гениальный шут шекспировского масштаба. Это шут, который делает королей, которому очень многое дано, которому позволено смеяться над тем, над чем не позволено смеяться более никому. У него и «Времена года» такие. Можно рассматривать их как троллинг. А можно рассматривать как троллинг троллинга. Но это не просто прикол, там огромное количество слоев. Курехин — это не просто ирония, это ирония над иронией над иронией, это возведено во множество степеней. «Времена года» Курехина написаны почти сорок лет назад, и, конечно, своим способом думать он опередил свое время.

Что касается Сергея Ахунова, то он обращается к тем приемам, которыми композиторы «брали» ­публику сто и даже сто пятьдесят лет назад. При этом он пользуется современным языком, и его музыку нельзя назвать неактуальной. Она современна в самом замечательном смысле этого слова.

У Настасьи Хрущевой все догматично. Она очень точно следует своей доктрине о том, что музыка в наши дни не должна воспевать прекрасные чувства и высокие гармонии — музыка должна говорить о мире, в котором мы живем. Помню, она показала мне фрагмент сочинения и сформулировала, как это нужно играть: «Это должно быть так… убогенько».

Мы не знаем, что думал Вивальди о своих «Временах года», до нас, как известно, дошли только его стихи на эту тему, но, думаю, он бы порадовался всем этим сочинениям современных российских композиторов.

Планируете на этом концерте обратиться к публике со вступительным словом?

— Безусловно. Я понял, что ­публике это очень нужно. При этом я не претендую на музыковедение, не цитирую энциклопедии: ­«Иоанн Себастьян Бах родился в таком‑то году…». Нет, я говорю о том, что слышу в этой музыке, и предлагаю разделить эту радость.


#оркестр #филармония #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7190) от 16.06.2022 под заголовком ««Времена года» на все времена».


Комментарии