Опера там больше не живет. Народный коллектив ищет пристанище

Времена, когда для общественной и культурной жизни людей строились дворцы и клубы, к сожалению, остались в прошлом. Сегодня средств городского бюджета на подобные заведения не хватает, а инвесторы предпочитают вкладываться в коммерческие здания бизнес- и торговых центров, не забывая при этом активно осваивать и богатое дворцовое наследство СССР. В результате таких преобразований бывшие культурные учреждения превращаются в ООО, а работавшие там творческие народные коллективы с богатейшей историей и многочисленными заслугами оказываются на улице. Именно это случилось с Народным театром оперы ДК им. С. М. Кирова.

Опера там больше не живет. Народный коллектив ищет пристанище | Фото: Pixabay / Pexels

Фото: Pixabay / Pexels

Ваша песенка спета

Артисты народного коллектива любительского художественного творчества Театра оперы под руководством заслуженного артиста РФ Александра Чернова проводили Год театра (2019-й) не на сцене своего родного Дворца культуры имени С. М. Кирова, а у его закрытых дверей. Накануне новогодних праздников новое руководство дворца уволило руководителя и работников театра (хормейстера и двух концертмейстеров) и уведомило коллектив театра о выселении из помещений, которые он занимал с 1947 года.

За 70 лет коллектив стал любимым и уважаемым не только у зрительской аудитории, но и в профессиональной среде. Его возглавляли дирижеры Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский), в постановках был занят симфонический оркестр того же театра. Именно в этом любительском коллективе поставил свой дипломный спектакль народный артист РФ Юрий Александров, нынешний худрук театра «Санкт-Петербург-опера». В народном театре выступали солисты Мариинского театра, с ним сотрудничал режиссер Георгий Товстоногов. Коллективу рукоплескала публика Кремлевского дворца съездов и иностранные зрители на зарубежных гастролях.

Сейчас в репертуаре театра десять опер: «Евгений Онегин», «Иоланта», «Царская невеста», «Севильский цирюльник», «Кармен», «Травиата», «Богема»... На сцене ДК регулярно проходили спектакли и концерты, вход был бесплатным. Кроме того, коллектив активно принимал участие в выездных концертах на площадках города и области.

«В театре всегда были рады всем, кто хотел раскрыть свои творческие способности в качестве солистов, артистов хора, - рассказывает артист Алексей Ходорковский. - Люди любого возраста и профессии имели возможность не только абсолютно бесплатно заниматься любимым делом, но и принимать участие в спектаклях и концертах. В театре получали необходимую практику студенты Санкт-Петербургской консерватории. На наших спектаклях всегда были аншлаги, так что мы даже не рекламировали свои премьеры. А теперь все это закончилось».

Культурное учреждение превращается в ООО

Сегодня ДК им. Кирова - это частное учреждение. По данным сайта kartoteka.ru, ООО «ДК Кирова» имеет уставный капитал 60 млн руб. 50% собственности принадлежит Алексею Валерьевичу Семенову, 50% - Денису Валерьевичу Семенову. Разумеется, владельцы имеют право распоряжаться своим законным имуществом с учетом их коммерческих целей. Поэтому неудивительно, что ДК активно предлагает услуги в организации корпоративов, а также предоставляет в аренду помещения под офисы, склады, торговые помещения.

Все логично, только почему-то вспоминается тот факт, что памятник архитектуры ДК им. Кирова был построен в 1930 - 1937 годы, в том числе силами рабочих и служащих Балтийского завода, «Севкабеля», заводов «Красный гвоздильщик», «Пневматика», «Электроаппарат», студентов городских вузов. В результате получилось масштабное культурное пространство с многочисленными кружками и студиями для взрослых и детей, в которых можно было заниматься бесплатно. До недавнего времени ДК им. Кирова действительно имел статус культурного учреждения и принадлежал Ленинградской федерации профсоюзов (ЛФП), но...

«В 2014 году, в связи с тяжелым техническим состоянием здания ДК Кирова, ЛФП было принято решение о необходимости его реконструкции и поиске инвестора. В связи с этим была проведена реорганизация из учреждения в ООО. В течение пяти лет велась работа по поиску инвестора, и только в 2019 году удалось его найти. При продаже объекта все творческие коллективы, которые ЛФП сохраняла, будучи собственником, были своевременно уведомлены. Вместе с тем новый собственник также может сохранить коллективы. Что касается средств, полученных при продаже объектов ЛФП, то они инвестируются в другие профсоюзные объекты, в частности, в ДК «Выборгский», Дворец труда, пансионат «Восток-6», - так объяснили ситуацию представители пресс-службы ЛФП в ответ на запрос нашей газеты.

Не стали уходить от ответа и представители нынешней администрации ДК. В ответном письме, подписанном генеральным директором ООО «ДК Кирова» Игорем Коптеловым, отмечается, что организация «выражает глубокое беспокойство и отмечает заинтересованность в положительном разрешении крайне неприятной ситуации с уважаемым и любимым петербуржцами Народным театром оперы».

При этом администрация ДК просит учесть, что новому руководству достался объект в крайне не удовлетворительном техническом и конструктивном состоянии. «Здание является объектом культурного наследия федерального значения, и на данный момент ООО «ДК Кирова» как собственник объекта имеет ряд обязательств перед комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) об исполнении охранного обязательства и проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, - говорится в письме. - В данной ситуации руководство компании вынужденно приняло решение о жесткой экономии денежных средств и тем самым временной невозможности содержания дополнительного штата сотрудников. Эта временная мера была продиктована исключительно обязательствами исполнения работ по сохранению объекта и не носила личный характер».

Администрация «ДК Кирова» подчеркивает, что Народному театру оперы «был предложен ряд помещений на безвозмездной основе, без арендной платы, без любых дополнительных расходов на содержание для проведения репетиций и выступлений, встреч со зрителями».

Однако активисты инициативной группы по сохранению Народного театра оперы это отрицают: «В устной форме на лестнице как бы между делом руководитель ДК сказал, что где-то в Пушкине, у каких-то его друзей вроде бы есть какое-то здание... - вспоминает представитель коллектива Николай Кулаков. - Но, во-первых, речь шла не о конкретном помещении. Во-вторых, для коллектива, который 70 лет существовал в центре города, ссылка в Пушкин равноценна уничтожению».

Будем искать...

Поставленные перед фактом увольнения творческие люди под напором коммерсантов растерялись и покинули репетиционные залы. Придя в себя, наиболее активные молодые артисты все-таки решили бороться. Были написаны обращения с просьбой о помощи в ряд инстанций, в том числе президенту РФ и губернатору Петербурга.

Казалось бы, музыкантам и артистам много не надо. Они лишь просят помочь сохранить уникальный петербургский коллектив с многолетней историей, богатым культурным наследством и не менее значимым потенциалом.

«Мы просим оказать содействие в поиске нового помещения. В частности, нам нужен зал с роялем, помещение для репетиций, костюмов и декораций и несколько ставок для художественного руководителя, концертмейстера, хормейстера и режиссера», - говорит представитель коллектива Николай Кулаков.

К сожалению, для культурной столицы эта задача оказалась невыполнимой.

«Ситуация, сложившаяся с Народным театром оперы ДК им. С. М. Кирова в связи с его переходом в частную собственность, не является типичной для учреждений культурно-досугового типа Петербурга, поскольку в настоящее время из 34 учреждений клубного типа только три являются частными, - комментирует ситуацию председатель комитета по культуре СПб Константин Сухенко. - При этом, несмотря на то что имущественный комплекс ДК им. С. М. Кирова не относится к учреждениям, деятельность которых курируют исполнительные органы власти Петербурга, так как собственником дворца культуры является коммерческая организация, в целях сохранения творческой деятельности руководство театра имеет возможность использовать существующие механизмы поддержки со стороны города. Так, комитет ежегодно оказывает поддержку некоммерческим организациям в форме предоставления субсидий на конкурсной основе. В том числе поддержка оказывается негосударственным театрам на постановку и показ спектаклей, а также организациям, реализующим проекты в области культуры и искусства. В настоящее время в Петербурге осуществляют деятельность более 100 негосударственных театров различной организационно-правовой формы. Важно отметить, что, учитывая значимость театра как старейшего любительского коллектива, комитет рассматривает возможность его размещения в одном из государственных бюджетных культурно-досуговых центров города при наличии свободных помещений и финансовых возможностей для содержания руководителя и хормейстеров театра».

По данным представителей инициативной группы Народного театра оперы, непосредственно коллективу был дан еще менее обнадеживающий ответ:

«Комитетом подготовлены и направлены запросы во дворцы культуры СПб, находящиеся в ведении ЛФП, в том числе: ООО «Выборгский дворец культуры», ЧУК «Дворец культуры им. А. М. Горького», а также в администрации Калининского, Красногвардейского, Московского, Невского районов СПб. По состоянию на сегодняшний день комитетом получены ответы от вышеуказанных учреждений и администраций районов СПб, в которых сообщается об отсутствии возможности предоставления необходимых помещений и выделения ставок для работников театра».

Также представителям оперного коллектива посоветовали принять участие в конкурсе на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям и обратиться в комитет имущественных отношений для подбора нежилого помещения, при условии регистрации в установленном порядке театра в качестве юридического лица, созданного в форме общественного объединения.

Таким образом, коллектив уникального Народного театра оперы - клубное подразделение учреждения культуры, не имеющее юридического статуса, - по-прежнему остается на улице. Ни репетиций, ни спектаклей не проводится.

Остается слабая надежда на то, что труппу все-таки примут обратно в ее историческое помещение. В официальном ответе ООО «ДК Кирова» отмечается, что «со своей стороны администрация ДК готова вести диалог и искать пути компромиссного решения возникшей ситуации».

Коллектив театра тоже не против вернуться в ДК на прежних условиях, тем более что костюмы и декорации пока еще хранятся там. Но верится в это с трудом, потому что вся неприятная история произошла не на сцене, где всегда побеждают красота, честность и добро, а в жестокой реальности, где главную партию обычно исполняют деньги.

#опера #театр #здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (6652) от 26.03.2020 под заголовком «Опера там больше не живет».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?