Она и пушка

«Как написано в Википедии, Изабель Юппер никогда не появляется на публике, не ходит на пресс-конференции и не дает интервью. У вас есть редчайшая возможность доказать, что Википедия врет», - заявил пресс-атташе «Послания к человеку» Дмитрий Губин.

Она и пушка | Изабель Юппер с президентом фестиваля Алексеем Учителем и почетным президентом Михаилом Литвяковым. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Изабель Юппер с президентом фестиваля Алексеем Учителем и почетным президентом Михаилом Литвяковым. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Она действительно появилась и неспешно прошла на свое место - элегантная, сдержанная, вне возраста. Лицо с едва заметной улыбкой, как у архаической скульптуры, и оленьими глазами. Непроницаемый взгляд.

В субботу глаза всей публики были устремлены на экран, где Юппер выступала в главной роли в новом фильме Пола Верховена «Она». Юппер там - женщина-врач, обнаружившая труп возле своего кабинета и от этого страшного знака начинающая отсчет своей драмы.

- Полом Верховеном я восхищаюсь давно, равно как и глубокими темами, которые он поднимает. И таких приключений - в высоком смысле слова - какие я пережила на съемках фильма «Она», у меня в жизни было не слишком много. Поэтому я приняла предложение о съемках с удовольствием, - говорит Юппер. - Я добавила туда - хотя это вовсе не комедия - ноты иронии. Такой зазор между самим героем и его восприятием часто помогает сделать образ более глубоким.

На пресс-конференции взгляды устремлены уже на нее живую. И она выдерживает их, как выстрелы. Единственное - деликатно просит не фотографировать и не снимать ее на видео в упор.

Так же, как от этих визуальных фиксаций, уходит она из-под внимания прессы и толпы - не любит говорить о своей личной жизни. Все в искусстве. Муза режиссеров Блие, Шаброля, Ханнеке, она все же неразрывно связана и с российской культурой. Изабель Юппер окончила славянское отделение Парижского университета. Кроме того, в 1994 году она снялась в фильме Игоря Минаева «Наводнение» по рассказу Евгения Замятина.

- Мадам Юппер, - спрашиваю я и вижу встречную улыбку кинобожества. - В XIX веке французская и российская культуры были в постоянном взаимопроникновении. А как сейчас? Не сделались ли XX и XXI века временем растущего раскола?

- Я даже немного говорю по-русски, - вдруг отвечает мне Юппер на моем родном языке. - Достоевского, правда, читать вряд ли смогу. Ваш вопрос - сложный... (переходит на французский) Наверное, вы правы, в позапрошлом столетии культурные связи были в чем-то сильнее. Но они были в первую очередь литературные, кино ведь тогда еще не существовало как искусство. Сейчас наши страны, возможно, идут своими путями. Но и сегодня нас всех объединяет киноязык. Мы встречаемся в высоком пространстве культуры. Здесь происходит обмен мнениями. Я сижу перед вами, и мы обсуждаем одни и те же фильмы. Нужно быть настойчивым и продолжать эту тенденцию к сближению.

Два года назад на Марракешском кинофестивале я была председателем жюри, и мы вручили «Гран-при» российскому фильму Ивана Твердовского «Класс коррекции». Это замечательный фильм, и я очень жалела, что французская пресса и прокат не отдали фильму должное. Надо продолжать работать над этим. Российский кинематограф вообще не может не быть важным для настоящего синефила.

Кстати, фильм, который заставил меня вообще задуматься о работе актрисы, - «Летят журавли» Михаила Калатозова, - говорит Юппер. - Я смотрела последнюю сцену фильма, кажется, по телевизору, и подумала: «Здорово!». До сих пор помню фильм наизусть, хотя он был для меня одним из первых таких впечатлений.

- А в какой постановке вам бы по-настоящему хотелось сегодня сыграть?

Секундная пауза, сжатые в задумчивости губы.

- Наверное - «Вишневый сад». Да, я бы хотела сыграть в пьесе Чехова.

Ее окружают фотографы, уводят, как героиню какого-то карнавала, на крышу бастиона. Офицеры учат, как обращаться с пушкой. Все жадно толпятся за ограждением и смотрят.

Погода в Петербурге вчера была куда лучше, чем год назад - тогда стреляла гостья предыдущего фестиваля Настасья Кински. Юппер повезло больше. Свет сиял на Неве.

Пушка выстрелила. Грохот, возгласы, аплодисменты. Юппер казалась по-прежнему непроницаемой - и в то же время бесконечно более живой, чем любая пестрота и яркость. В глубине могут таиться бури громче выстрела из любой пушки, но поверхность воды спокойна.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5795) от 26.09.2016.


Комментарии