Она и пушка

«Как написано в Википедии, Изабель Юппер никогда не появляется на публике, не ходит на пресс-конференции и не дает интервью. У вас есть редчайшая возможность доказать, что Википедия врет», - заявил пресс-атташе «Послания к человеку» Дмитрий Губин.

Она и пушка | Изабель Юппер с президентом фестиваля Алексеем Учителем и почетным президентом Михаилом Литвяковым. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Изабель Юппер с президентом фестиваля Алексеем Учителем и почетным президентом Михаилом Литвяковым. ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Она действительно появилась и неспешно прошла на свое место - элегантная, сдержанная, вне возраста. Лицо с едва заметной улыбкой, как у архаической скульптуры, и оленьими глазами. Непроницаемый взгляд.

В субботу глаза всей публики были устремлены на экран, где Юппер выступала в главной роли в новом фильме Пола Верховена «Она». Юппер там - женщина-врач, обнаружившая труп возле своего кабинета и от этого страшного знака начинающая отсчет своей драмы.

- Полом Верховеном я восхищаюсь давно, равно как и глубокими темами, которые он поднимает. И таких приключений - в высоком смысле слова - какие я пережила на съемках фильма «Она», у меня в жизни было не слишком много. Поэтому я приняла предложение о съемках с удовольствием, - говорит Юппер. - Я добавила туда - хотя это вовсе не комедия - ноты иронии. Такой зазор между самим героем и его восприятием часто помогает сделать образ более глубоким.

На пресс-конференции взгляды устремлены уже на нее живую. И она выдерживает их, как выстрелы. Единственное - деликатно просит не фотографировать и не снимать ее на видео в упор.

Так же, как от этих визуальных фиксаций, уходит она из-под внимания прессы и толпы - не любит говорить о своей личной жизни. Все в искусстве. Муза режиссеров Блие, Шаброля, Ханнеке, она все же неразрывно связана и с российской культурой. Изабель Юппер окончила славянское отделение Парижского университета. Кроме того, в 1994 году она снялась в фильме Игоря Минаева «Наводнение» по рассказу Евгения Замятина.

- Мадам Юппер, - спрашиваю я и вижу встречную улыбку кинобожества. - В XIX веке французская и российская культуры были в постоянном взаимопроникновении. А как сейчас? Не сделались ли XX и XXI века временем растущего раскола?

- Я даже немного говорю по-русски, - вдруг отвечает мне Юппер на моем родном языке. - Достоевского, правда, читать вряд ли смогу. Ваш вопрос - сложный... (переходит на французский) Наверное, вы правы, в позапрошлом столетии культурные связи были в чем-то сильнее. Но они были в первую очередь литературные, кино ведь тогда еще не существовало как искусство. Сейчас наши страны, возможно, идут своими путями. Но и сегодня нас всех объединяет киноязык. Мы встречаемся в высоком пространстве культуры. Здесь происходит обмен мнениями. Я сижу перед вами, и мы обсуждаем одни и те же фильмы. Нужно быть настойчивым и продолжать эту тенденцию к сближению.

Два года назад на Марракешском кинофестивале я была председателем жюри, и мы вручили «Гран-при» российскому фильму Ивана Твердовского «Класс коррекции». Это замечательный фильм, и я очень жалела, что французская пресса и прокат не отдали фильму должное. Надо продолжать работать над этим. Российский кинематограф вообще не может не быть важным для настоящего синефила.

Кстати, фильм, который заставил меня вообще задуматься о работе актрисы, - «Летят журавли» Михаила Калатозова, - говорит Юппер. - Я смотрела последнюю сцену фильма, кажется, по телевизору, и подумала: «Здорово!». До сих пор помню фильм наизусть, хотя он был для меня одним из первых таких впечатлений.

- А в какой постановке вам бы по-настоящему хотелось сегодня сыграть?

Секундная пауза, сжатые в задумчивости губы.

- Наверное - «Вишневый сад». Да, я бы хотела сыграть в пьесе Чехова.

Ее окружают фотографы, уводят, как героиню какого-то карнавала, на крышу бастиона. Офицеры учат, как обращаться с пушкой. Все жадно толпятся за ограждением и смотрят.

Погода в Петербурге вчера была куда лучше, чем год назад - тогда стреляла гостья предыдущего фестиваля Настасья Кински. Юппер повезло больше. Свет сиял на Неве.

Пушка выстрелила. Грохот, возгласы, аплодисменты. Юппер казалась по-прежнему непроницаемой - и в то же время бесконечно более живой, чем любая пестрота и яркость. В глубине могут таиться бури громче выстрела из любой пушки, но поверхность воды спокойна.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5795) от 26.09.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.