Он зажигал звезды. На «Ленфильме» вспомнят Леонида Менакера

Завтра на «Ленфильме» вспомнят Леонида Менакера, которому в сентябре этого года могло бы исполниться 90 лет. Развернута выставка под названием «Волшебный фонарь». Будет показана оцифрованная копия первой ленты режиссера «Город и песня». Гостями вечера станут друзья и родные, а также ученики режиссера.

Он зажигал звезды. На «Ленфильме» вспомнят Леонида Менакера | На съемках фильма «Завещание профессора Доуэля». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На съемках фильма «Завещание профессора Доуэля». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Леонид Исаакович начинал в театре. Под впечатлением от чехословацкой «Латерна магики» на сцене ДК им. Ленсовета он создал спектакль «Встреча с будущим», который включал элементы кинопроекции, бурлеск, эффекты на спецэкране. «Все, - сказал отец режиссера (тоже режиссер), - ты заболел. Пленку в руках подержал - пропал».

В 1963 году Леонида Менакера пригласили на «Ленфильм». Его первой самостоятельной картиной стал фильм-концерт «Город и песня», снятый для телевидения. Это было киноэссе о Ленинграде, каждый кадр которого походил на объяснение в любви родному городу. Городские пейзажи, мрачные брандмауэры, на фоне которых исполняли свой номер актеры из «Зримой песни», темень каналов, зелень Летнего сада, среди которых пела юная Алиса Фрейндлих...

Вглядываясь сегодня в порыжевшую пленку, понимаешь, что многое там было впервые. Впервые на экране появился восхитительный Михаил Барышников, с блеском и чувственностью танцевавший с Еленой Евтеевой. Очень «фольклорным» получился номер сестер Федоровых, исполнивших русскую народную песню среди есенинских березок. Прекрасная песня в исполнении Марии Пахоменко, как и смелый по тем временам номер Мюзик-холла. Когда Барышников и Федоровы оказались за границей, эпизоды эти вырезали, а картину на всякий случай больше не показывали.

Самой известной из телеработ Менакера стал сериал «Никколо Паганини» о драматичной судьбе гениального скрипача, превосходно сыгранного Владимиром Мсряном. В фильме музыка знаменитого композитора, казалось, материализовалась в образы - с помощью виртуозной скрипичной игры Леонида Когана.

«Молодая жена» стала бестселлером. Повесть Ирины Велембовской «За каменной стеной», перенесенная Менакером на экран, вызвала обвальный успех у зрителей и благосклонную прессу. В этой ленте взошла звезда Анны Каменковой.

Широкий общественный резонанс вызвала картина Менакера «Последний побег», в которой дебютировал нынешняя звезда Алексей Серебряков. Это была история одержимого старика Кустова, руководителя духового оркестра в детской колонии (снимал в Сланцах). Когда Михаила Ульянова, сыгравшего главную роль, спросили, что его привлекло в сценарии Александра Галина, он ответил: «Человечины хочу...».

В экранизации романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» Менакер использовал элементы фильма ужасов. Картина смотрелась на едином дыхании, как в свое время «Человек-амфибия».

«Последняя дорога» рассказала о том, чем было для России «солнце его поэзии». В этом фильме мы лишь раз видим Пушкина - вполоборота, на мгновенье. И с этой минуты его присутствие на экране ощущается постоянно, хотя великий поэт показан отраженно - через слова и поступки друзей и врагов, посредством едва уловимых намеков.

Увы, многие его замыслы оказались неосуществленными. Так, неоконченным остался фильм «Галина» по автобиографической книге Галины Вишневской...

#ленфильм #режиссер #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6546) от 15.10.2019 под заголовком «Он зажигал звезды».


Комментарии