Одиссея Ленки Шабадиновой
Среди вечных снегов, среди промерзших и ободранных «хрущевок», посреди новогоднего ликования и алкогольного омерзения неторопливо топчет асфальт Екатеринбурга Ленка Шабадинова.
С блондинистой челочкой на глазах, в куцем пуховичке, с характерным окающим говором – девушка из какой-то Малой Ляли, про которую никто не слышал.

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com
В Екатеринбурге она ищет улицу Торфорезов. Там ее ждут: Ленке обещали работу в ларьке. Конечно, как во всякой истинной одиссее, дойти до цели не судьба. Или ты изменишься, или сама цель будет уже не та. Зато событий и встреч Шабадиновой в эти сутки хватит на целую жизнь.
Режиссер Василий Сигарев третий свой фильм «Страна ОЗ» решил сделать комедией, больше того: посягнул на ранее прочно, казалось бы, занятую нишу комедии новогодней. В этом году очередных «Елок» от Тимура Бекмамбетова, кажется, не появилось. Но свято место пусто не бывает – и «Страна ОЗ» выглядит довольно нахальной деконструкцией «Елок».
На Новый год обыкновенно подводят итоги, и для жанра новогодней комедии это тоже характерно: хочется сообщить нечто важное по поводу основных ценностей и жизни вообще. Фильм Сигарева этим занимается особенно плотно: собственно, некий манифест присутствует уже в названии. Почему «ОЗ» можно догадаться: это и отсылка к «Волшебной стране Оз» Фрэнка Баума, из которой Александр Волков создал более знакомого нам «Волшебника Изумрудного города». И в то же время это – цифры «03». Мол, полная клиника, пора вызывать санитаров. Где-то здесь, на грани между волшебством и безумием, по мнению Сигарева, и балансирует родина.
В России в последнее время выходили фильмы о том, что наша страна – это загадочная и пугающая бездна; но то были серьезные картины вроде «Левиафана» Звягинцева. А вот наши комедии довольно давно сделались заповедником милых, но низкопробных гэгов, коллекциями эстрадных звезд и кавээнщиков. Их создатели стремятся отвлечь зрителя, помочь ему уйти от проблем, создать виртуально-карамельную реальность, лишенную связи с действительностью. В этой кино-России самой большой проблемой может быть, скажем, разлука двух влюбленных на Новый год. Ни о какой сатире речи не идет давно.
Страна «ОЗ» – нечто противоположное: это ряд детальных, язвительных, точных зарисовок тех, кого можно встретить на улице российского города под Новый год. Эти персонажи сгущены до состояния гротеска и сшиты в единое пугающее полотно. Некоторых зрителей эта сгущенная и грубая реальность может оттолкнуть и возмутить.
Великовозрастные игроки в «танчики», элдэпээровцы, наркоманы, мэр города, проститутки, омерзительный бард со снобизмом оппозиционера, с «Солнышком лесным» и тантрическим сексом – авторы фильма разглядывают их с любопытством, отвращением и одновременно – с любовью. Впрочем, такие противоречивые чувства – это нормально для волшебной страны.
Сигарев продолжает работу сатириков, описывавших неописуемую российскую действительность. И у такой комедии – с желчью, смехом и слезами – есть шанс нащупать сложную ткань жизни. В том же духе был снят недавний «Горько!» Жоры Крыжовникова, который так же безжалостно разобрал по косточкам другую святыню: свадебный ритуал. Как и в случае с «Горько!», смелость была поощрена киносообществом: «Страну ОЗ» на прошедшем «Кинотавре» отметили главным призом за лучший сценарий.
Ленку Шабадинову, главную героиню, посетившую волшебную страну, играет жена режиссера Яна Троянова. Она снималась в фильмах супруга «Жить» и «Волчок», у Алексея Федорченко в «Небесных женах луговых мари». Но лучше всего ее запомнили зрители по прекрасной роли наивной и целеустремленной провинциалки в «Кококо» у Авдотьи Смирновой. Ленка из «Страны ОЗ», в общем, не сильно отличается от Вики из «Кококо». Но если и так, Ленку можно считать вершиной этого образа провинциалки.
Ленка произносит в основном только: «А у меня сестра копчик сломала», – это главный ее способ коммуникации с окружающими. Еще она все-таки интересуется улицей Торфорезов, но довольно вяло. Существует она несколько заторможенно, как во сне. Сумасшедший новогодний мир проплывает мимо нее в расфокусировке. Среди отмечающих праздник страшил и железных дровосеков она проходит неуязвимо, почти неощутимо. Как герою Венички Ерофеева никогда не увидеть Красную площадь – так и ей никогда не дойти до ларька на улице Торфорезов. Она истончается все больше – и постепенно превращается в символ, в что-то такое из Серебряного века, из Блока – в Прекрасную Даму, в саму Русь. Ленка Шабадинова склеивает всю эту карнавальную действительность и оправдывает ее существование.
Рефреном тихонько звучит неожиданная здесь знаменитая песня «Стены» каталонского музыканта и диссидента Льюиса Льяка. Обычно считается, что песня – чисто политическая, против диктатуры Франко (потом ее переняла польская «Солидарность»). Но у Сигарева в фильме совсем мало политики и слишком много метафизических обобщений. «Стены» здесь – это сама реальность, невыносимая и привычная, которая, кажется, особенно остро ощущается под Новый год.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5608) от 17.12.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии