Главная городская газета

Одиночество в кадре

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
Одиночество в кадре | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

В Петербурге завершился XXVI международный фестиваль «Послание к человеку». «Гран-при» получил полнометражный документальный фильм «Глубина два» Огнена Главовича (Франция, Сербия). Лучшим полнометражным документальным фильмом стала картина «Сны без звезд» Мехрдада Оскоуеи (Иран, 2016). В национальном конкурсе приз в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» разделили две картины: «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич и «Огонь» Нади Захаровой. Приз «За лучший дебют» достался фильму «Чужая работа» Дениса Шабаева. Куратор национального конкурса, которому придавалось особое значение, молодой режиссер-документалист Евгения МАРЧЕНКО рассказала корреспонденту о фильмах и о том, насколько реальна реальность документального кино.

- Какими критериями вы руководствовались при отборе?

- Задача была такая - поднять зрительский интерес, привлечь внимание к работам российских документалистов. Ориентировалась я на молодое кино, но под «молодостью» имелся в виду не только и не столько возраст, сколько энергетика. Поэтому в конкурс попали как работы дебютантов, совсем еще молодых режиссеров, так и фильмы более взрослых и опытных мастеров.

- Что для вас было особенно важным - сюжет, история или форма, эксперименты и новации?

- И то и другое. К картинам, которые притягивают прежде всего своей художественностью, можно отнести и фильм Александры Кулак и Руслана Федотова «Саламанка». (Саламанка - деревня в Мексике, где живут меннониты, приверженцы одного из самых строгих направлений протестантизма. - Прим. ред.) Фильм черно-белый, кадры буквально завораживают.

- А есть ли картины, которые интересны прежде всего сюжетом, героями, острыми политическими темами?

- Могу привести в пример картину Дениса Шабаева «Чужая работа». Это драматическая история молодого таджика Фарруха, который пытается устроиться и выжить в Москве. Судьба героя уникальна и в то же время типична.

- Насколько реальна реальность в документальном кино? Ведь даже фотография часто преображает реальность: что-то остается за кадром, что-то, напротив, укрупняется и акцентируется.

- Понятие реальности очень размыто. Даже восприятие реальной жизни зависит от того, кто воспринимает. А уж если речь идет о творчестве, о взгляде художника, — тем более. Кадр - это уже рамка, в которую помещают то или иное событие. Режиссер отбирает, что будет в кадре, под каким углом это будет показано. А затем происходит монтаж. То есть фильм, даже документальный, это все-таки субъективный взгляд режиссера на происходящее, хотя сами истории он не выдумывает, и герои - настоящие, а не вымышленные. Есть разные методы работы с разной долей приближения к действительности. Но всегда мы видим авторскую версию происходящего. Вот фильм молодого документалиста Зоси Родкевич, ученицы Марины Разбежкиной, «Мой друг Борис Немцов» задумывался как репортаж. Она снимала его не по велению души, ей дали такое задание, предполагалось максимальное следование реальности, фактам, просто фиксация потока событий, без привнесения какого-либо авторского, субъективного взгляда. Но получилось иначе. Зося снимала Бориса Немцова три года, начиная с 2012-го, с перерывами.

Немцов предстает в фильме не только политиком, но прежде всего человеком. А потом его убили. И все снятое обрело иное значение.

- Программа и национального конкурса, и фестиваля «Послание к человеку» была более чем насыщенная. Но где эти фильмы можно увидеть вне фестивалей, которые обрушивают на публику сразу огромный поток картин, да еще проходят не только вечером, но и в рабочее время?

- С прокатом документальных фильмов в кинотеатрах в России существуют большие сложности. Понятно, что фильмы Виталия Манского или Сергея Лозницы в прокате, пусть и ограниченном, появятся. Но это редкость, обычно прокатчики не идут навстречу. Потому мы и дорожим возможностями показать свои работы на фестивалях.

- Не идут навстречу из-за того, что документальное кино не собирает полные залы? На фестивале «Послание к человеку» были аншлаги.

- На фестивали, как правило, приходят люди достаточно подготовленные, которые интересуются документальным жанром. Я надеюсь, что фестивали (кроме «Послания к человеку» в России существует «Артдокфест», фестиваль «Россия» в Екатеринбурге, пермская «Флаэртиана». - Прим. ред.) воспитывают вкус к этому жанру. Но пока, к сожалению, зрителей не так много. На «ЛенДоке» часто показывают хорошие фильмы, а залы при этом не всегда полные.

- Я прочитала, что вы работаете над фильмом о соседях. Не могли бы рассказать о нем?

- Пока это еще не совсем фильм, а, скорее, хоум-видео. Я жила несколько лет в коммунальной квартире и снимала своих соседок. Они менялись - кто-то въезжал, кто-то выезжал. Все очень разные, одни - коренные петербурженки, другие приехали издалека, возраст от 17 до 35 лет. Но у всех одна проблема - одиночество.

- Женское? Или вообще одиночество человека в большом городе?

- Именно женское. Одиночество, невозможность устроить личную жизнь было общей темой, постоянно. И я смотрела, слушала эти разговоры и поймала себя на том, что монтирую из этих монологов фильм у себя в голове. А потом стала снимать - с их согласия, конечно.

- И что - ни одной хорошей истории? Никакой сказки о Золушке?

- Ни одной. Но это не трагедия, много и смешных историй. Надеюсь, что может получиться такая своеобразная трагикомедия.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook