Одеяло — домиком. Как сохранить традиционную культуру?

В библиотеке и арт-резиденции «Шкаф» стартовал социально-художественный фестиваль «Пересборка», посвященный Году народного культурного наследия. Его главная цель — сделать традиционную культуру важной частью жизни современных горожан, обитателей мегаполиса.

Одеяло — домиком. Как сохранить традиционную культуру? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В затемненном кинозале библиотеки луч прожектора выхватывает два объекта. На большом белом полотне нарисован орнамент рушника, взятый из архангельской народной вышивки. В рисунке угадывается силуэт жар-птицы. Но на ткань попала вода и размыла изображение. Рядом под потолком крутится «поморский голубок». В северных деревнях эту птицу, сделанную из куска дерева и щепы, вывешивали над столом в знак надежды, что рыбаки вернутся невредимыми с промысла в Белом море. Современный голубок сделан из прозрачного пластика, но его роль оберега — прежняя. Эта работа художницы Евгении Тарасовой «Я слышала это от птиц…» — образ ухода традиционной культуры и надежда, что она не исчезнет совсем, — стала прологом выставки, главного события фестиваля.

Как рассказала нашей газете Марина Дворская, куратор выставки, библиотекарь «Шкафа» (улица Маршала Тухачевского, 31), весной 2022 года был брошен клич: приносите предметы традиционного народного искусства, которые хранятся в ваших семьях. Они станут частью будущей выставки. Люди разных возрастов, от 8 до 80, принесли более 60 предметов, в основном вышивку (одежда, скатерти, полотенца), ее проще сохранить. География — Вологда, Киров, Ленинградская область, Нижний Новгород. Неожиданно для авторов проекта оказалось, что многие помнят, как жили их бабушки и дедушки. Рассказы были записаны. Параллельно куратор искала художниц с академическим образованием, которые работают с традиционным искусством — лаконично, тонко, душевно.

Летом, когда предметы были собраны, их показали художницам, которые совершенно по‑разному использовали предложенный материал. Для Дворской было важно, чтобы у зрителя что‑то включилось, чтобы традиционная культура стала для него своей. «Шкаф» выбрал путь к ней через современное искусство, могут быть и другие дороги.

«Надеюсь, что и те, кто приносил семейные реликвии, и те, кто увидит выставку, послушает лекции и фольклорные концерты, примет участие в мастер-классах и арт-медиациях (фестиваль продлится по 25 декабря), станут воспринимать традиционную культуру как свою собственную, а не как наследие бабушек. Надо только копнуть в себя и найдешь следы традиций — как мы одеваемся, как проводим праздники, какие слова используем», — убеждена Дворская.

Чтобы подчеркнуть, что «Пересборка» — не про этнографию, а про память, участницы выставки минимально используют оригинальные предметы. Художница Ярослава Комиссарова вдохновилась стихотворением Давида Самойлова «Память» («Шумит, не умолкая, память-дождь»…) и создала инсталляцию «На памяти было». Несколько бабушкиных вышивок «парят» в стеклянных кубах, поддерживаемые тонкой медной проволокой — основой электрической связи, которая здесь становится образом связи времен.

Самария Нурулова создала инсталляцию «Фото-Истории». Десять предметов показаны на черно-белых фотографиях, отпечатанных с пленок. Эти снимки, создающие образ ушедшего прошлого, соединены с рассказами владельцев предметов. Для многих это семейная реликвия, дела давно минувших дней. Но, например, для Матвея Смирнова, который родом из города Семенова — центра хохломской росписи, — история личная. Два гребня, украшенные изображениями фантастических птиц, получила в подарок бабушка Матвея, которая работала воспитательницей в детском саду. Во время экскурсии для детей нетиражные гребни подарил ей мастер, вырезавший стандартных матрешек на хохломской фабрике.

Анна Слобожанина придумала проект «По нитке». Народное искусство, по ее мнению, создается совместно: художница и добровольцы сшили большое одеяло из принесенных ими лоскутов. Получился домик, как место для укрытия и размышлений. О традиционном искусстве.


#Фестиваль #культура #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7299) от 17.11.2022 под заголовком «Одеяло — домиком».


Комментарии