Обреченные на вечность

Яркую работу режиссера-кинодокументалиста Александра Сорокина «По следам конвоя PQ-17» петербуржцы увидели и обсудили на заседании киноклуба при Президентской библиотеке. Фильм обращается к событиям 75-летней давности, когда союзники сформировали арктический конвой и отправились из Исландии в Советский Союз. Фашистская авиация и корабли уничтожили почти весь «конвой обреченных», как назвали потом PQ-17. И хотя последний его участник живущий в Петербурге 98-летний Анатолий Лифшиц приехать не смог, на послепремьерном показе ленты побывали многие моряки, члены региональной общественной организации (РОО) «Полярный конвой», а также генеральный консул США в Петербурге Томас Лири с супругой.

Обреченные на вечность | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Президент РОО «Полярный конвой» капитан 1-го ранга Юрий Александров напомнил, что в составе конвоя семь с половиной десятилетий назад вышло 35 судов разных стран со стратегическими грузами и военной техникой. А прибыть в советские порты Архангельск и Мурманск смогли меньше трети из них - одиннадцать грузовых кораблей.

Память об этом хранят и американские моряки-ветераны, отметил Томас Лири, для которого судьба PQ-17 не отвлеченная тема: родственник его жены в годы Второй мировой войны служил в частях, сопровождавших один из арктических караванов.

В 2003 году участники экспедиции «Северный конвой» отправились к Новой Земле на гидрографическом судне Северного флота «Сенеж», чтобы разыскать следы потопленных немцами кораблей. По приглашению российских ветеранов полярных конвоев в экспедицию вошли американские, английские, канадские моряки и даже бывший полковник некогда один из влиятельных офицеров военно-воздушных сил Третьего рейха Хайо Геррманн.

Местоположение трех затонувших кораблей в том районе удалось обнаружить благодаря военным морякам и специалистам петербургского Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. Карпинского (ВСЕГЕИ). И два кинодокументалиста - Александр Сорокин и геофизик-ученый Александр Городницкий, находившиеся на борту экспедиционного судна, сняли свои киноверсии этой работы. Городницкий написал и впервые исполнил там песню «Памяти каравана PQ-17». На борту «Сенежа» он написал и поэму «Полярный конвой-2003».

- Нас основательно помотало тогда по волнам, но, конечно, не так, как героев памятного полярного конвоя, - рассказал на заседании киноклуба Александр Сорокин. - Наша лента не только призывает сохранить память о братстве, объединившем союзнические страны в битве с фашизмом, - она вообще стала, мне кажется, мощным антивоенным актом». В фильме показано, как на месте гибели судов в арктических водах участники экспедиции спускают на воду венки, а седые ветераны войны бросают в океан сосуд с посланием грядущим поколениям.

Через пару лет после той экспедиции, в 2005 году, РОО «Полярный конвой» организовала вторую, которая продолжила поиски затонувших кораблей. Подобные работы проходили и позже. В 2014-м удалось поднять со дна американский танк «Шерман» - он был восстановлен и передан в петербургский Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Подобные артефакты пополнят коллекцию и создающегося в нашем городе Музея полярных конвоев.

#конвой #PQ-17 #фильм

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?