Новый клан сопрано. Лауреаты конкурса Хиблы Герзмава выступили в Мариинском театре
Лауреаты международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава впервые выступили в Концертном зале Мариинского театра. Валерий Гергиев был за пультом на протяжении большей части вечера.

©Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2023 г.
Свой первый конкурс в роли основательницы и председателя жюри сопрано Хибла Герзмава провела в Москве в январе этого года. «Гран-при» получил бас Алексей Кулагин, первую премию — сопрано Ольга Маслова и баритон Вячеслав Васильев, вторую — басы Глеб Перязев и Ливей Хоу, третью — сопрано Екатерина Савинкова и Мария Лупарева.
До появления этого конкурса все престижные вокальные состязания остались лишь с именем, но без живого присутствия их основательниц: и Елена Образцова, и Галина Вишневская, и Ирина Богачева, увы, покинули этот мир. В отличие от упомянутых примадонн, которым дело конкурса досталось уже в последней части жизни, Хибла Герзмава взялась за этот нелегкий и благородный труд в расцвете сил и карьеры. Она действительно может успеть сделать много хорошего для судьбы оперного искусства в России и мире. Концерт в Мариинском театре показал, что даже ради одной найденной жемчужины стоит проводить любой конкурс.
Организаторы посвятили первое отделение русской музыке, второе — зарубежной. Концерт получился очень длинным, поскольку включил выступления не только обладателей первых премий, но и финалистов, дав каждому из молодых солистов возможность предстать в двух языковых и стилистических ипостасях. К тому же два номера — Адриану из «Адрианы Лекуврер» Чилеа и Леонору из «Трубадура» Верди — исполнила и сама Хибла Герзмава.
Русское отделение показало, что до некоторых арий Мусоргского и Прокофьева молодым исполнителям еще надо дорасти, набираясь жизненного и исполнительского опыта. Да и в целом русские композиторы писали не для вокального удобства, а для дел духовных, нутряных. Поэтому во втором, зарубежном, отделении многие солисты преобразились до неузнаваемости: голоса встали на свои места и зазвучали во всем своем потенциальном сиянии.
Концерт открыла увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, которую продирижировал сам маэстро Гергиев. В этот вечер он делил дирижерский подиум с младшим коллегой Павлом Смелковым. После Глинки выстроилась арка к наследнику его традиций — Сергею Прокофьеву. Арию Кутузова из «Войны и мира» исполнил обладатель «Гран-при» Алексей Кулагин, выращенный в Молодежной программе Большого театра. 28‑летний певец чисто, звучно, точно проинтонировал текст арии полководца-победителя, показав свой «набирающий калории» бас. Но до масштаба личности Кутузова ему придется немного подрасти.
Алексей лишь в пятнадцать лет решил всерьез заняться академическим вокалом, свернув на эту тропу с экономического факультета в Приокском университете. Он стремительно сделал все для того, чтобы окончить петербургскую Консерваторию в классах Николая Охотникова и Эдема Умерова. Свое знание итальянского и владение бельканто молодой бас продемонстрировал в доведенной до лоска арии Базилио из «Севильского цирюльника». Правда, на предпоследней ноте силы ему чуть изменили, но свою «штангу» он удержал и финальную точку поставил уверенно. Совсем скоро Алексею предстоит дебютировать в партии Руслана на сцене Мариинского театра.
Лауреат третьей премии Екатерина Савинкова продолжила линию Глинки в каватине Людмилы, в которой ей как будто было не совсем уютно. Зато в сложнейшей арии Констанцы из «Похищения из сераля» Моцарта на немецком языке и тембр, и сила голоса нашли свое измерение, получили ясную огранку. Исполнительница показала эту героиню во всем противоречии чувств и намерений.
Сопрано Мария Лупарева выбрала более равнозначные своим возможностям арии. И в прекрасно-гневных «куплетах» Земфиры из «Алеко», и в малоизвестном романсе Сюзель из «Друга Фрица» Масканьи она представила свои вокально-драматические способности очень эффектно, пленяя слушателей с первой до последней ноты.
Вторая премия ушла к двум высоким басам: Глебу Перязеву, которого прекрасно знают завсегдатаи Мариинского, и Ливей Хоу (Китай). Глеб замахнулся на монолог Бориса «Скорбит душа» из оперы Мусоргского, спев ее идеально по тексту, но не наполнив должной скорбью, прописанной композитором. А вот в куплетах Эскамильо из «Кармен» Бизе европейский звук и высокий рост очень пригодились для образа гордого тореадора. Обаятельный харизматик Ливей Хоу роскошно выступил с каватиной Алеко и арией Лепорелло из «Дон Жуана» Моцарта, показав технику и объем своего голоса.
Первая премия баритону Вячеславу Васильеву досталась больше за броские качества шоумена, умеющего заигрывать с публикой, забрасывая ее поцелуями с ладошки. И в балладе Томского из «Пиковой дамы» Чайковского, и в выходной каватине Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини ему не хватило широты дыхания, рубленые даже не фразы, а слоги слишком бросались в уши. Этому певцу на данном этапе развития не было бы равных в оперетте — в партии простака или бонвивана.
А вот кому без всяких но досталась первая премия, так это Ольге Масловой (на снимке), оказавшейся сенсацией концерта. В арии Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского певица, настоящее драматическое сопрано, очень толково распорядилась объемом своего голоса, располагая динамику мелодии между меццо-пиано и меццо-форте. Невероятно чутко она расставляла смысловые акценты. В арии же приемной дочери царя Навуходоносора Абигайль из «Набукко» Верди Ольга прошла испытание и речитативом, и медленной лирической частью, и быстрой страстной стреттой, сразила блеском богатейшего от природы и технически оснащенного голоса.
Ее выступлениями дирижировал маэстро Гергиев, который, безусловно, положил свой дирижерский глаз на эту певицу. Явление Ольги Масловой, солистки Приморской сцены Мариинского театра, родившейся в Воронеже, убедило, что наша земля еще щедра на такие баснословные оперные таланты.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7374) от 15.03.2023 под заголовком «Новый клан сопрано».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 10 июня
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии