Только на сайте

Новые русские сезоны. Почему «Дау» – главный отечественный арт-проект последнего времени

«СПб ведомости» подводят итоги одной авантюры в сфере современного искусства, недавно завершившейся в Париже.

Новые русские сезоны. Почему «Дау» –  главный отечественный арт-проект последнего времени  | Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»

Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»

Если перефразировать высказывание легендарного рокера Фрэнка Заппы, говорить об искусстве – это как танцевать об архитектуре. Особенно трудно простым языком рассказывать о современном состоянии этой сферы.

Перформансы, хэппенинги, иммерсивность – множество этих форм и тенденций продолжают свое развитие еще с середины XX века. В России современное искусство заняло свою нишу небольших музеев в крупных городах и спокойно сосуществует с «классическими» формами, более популярными у соотечественников. Легендарные очереди «на Серова» в Москве или кража картины Куинджи из собрания Русского музея – лишнее тому подтверждение.

Тем интереснее история восхождения монструозного «Дау» – сначала фильма, а затем медиапроекта о Советском Союзе, показ которого завершился в Париже в феврале.

Почему?


Изначально режиссер Илья Хржановский (автор сюрреалистичной картины «4» по сценарию Владимира Сорокина) планировал снять полнометражное кино о жизни физика Льва Ландау, но что-то пошло не так. «Дау» – так ученого звали дома.

Поводом к написанию сценария стали воспоминания вдовы Ландау – Конкордии Дробанцевой, опубликованные в 1999 году. Книгу «Академик Ландау. Как мы жили. Воспоминания» сторонники ученого признали спорной из-за эмоциональности изложения историй из семейной жизни.

Внимание режиссера привлек «Брачный пакт о ненападении» – договоренность, заключенная между физиком и его женой, позволявшая ему встречаться с множеством любовниц. Каждый волен иметь собственную личную жизнь, ревность и обиды исключались. Согласно взглядам Ландау, это могло быть составляющей формулы «работа, общение, любовь», которая ведет к успеху в науке и жизни. Эта линия и стала центральной в проекте «Дау», который с 2005 года только разрастался.

Первые сцены были отсняты в Москве и Петербурге в 2008 году. Затем съемочная группа переехала в Харьков, где был построен Институт – модель общества и страны в определенную эпоху. Место имеет историческую подоплеку: сам Ландау пять лет работал в местном Украинском физико-техническом институте (УФТИ). Здесь эксперимент начал приобретать угрожающие формы.

Вместо обычного съемочного павильона Институт стал работать как самостоятельное учреждение, куда набирали людей по объявлению. При собеседовании участников предупреждали, что здесь запрещено использовать лексику и вещи из XXI века и вести себя, будто действительно приходится жить и работать в большом научном учреждении.

Сотни «сотрудников» должны были подчиняться своей легенде в стилизованной реальности 30-60-х годов XX века. Соответственно, участниками процесса были не только ученые и персонал института, но и условные «силовики», части «репрессий» к неугодным. Их консультировал Владимир Ажиппо – бывший следователь и член Комиссии по помилованию при президенте Украины, ушедший из жизни в 2017 году. За происходящим в построенном институте наблюдала камера немецкого оператора Юргена Юргеса, снимавшего для легендарных Ханеке и Фассбиндера.  

IMG_20190209_124207.jpg

Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»

Отдельный разговор – перечисление тех, кто согласился появиться в Институте в кадре и вне него. Роль Ландау исполнил дирижер Теодор Курентзис, его сына сыграл классический музыкант и автор вирусного хита «Белая стрекоза любви» Николай Воронов, в роли Даниила Хармса значится участник группы «АукцЫон» Олег Гаркуша. В проект были вовлечены и другие персонажи – коллеги Гаркуши по группе Леонид Федоров и Владимир Волков, художница Марина Абрамович, композитор Владимир Мартынов и Максим «Тесак» Марцинкевич – неонацист и основатель движения «Оккупай-педофиляй», гремевшего на весь Рунет в начале 2010-х. В 2011-м году съемки завершились разрушением построенного Института. Это стало частью сюжета.

В период монтажа «Дау» вступил, окутанный тайнами. Еще никто не знал, что фильмов о происходящем в институте будет больше одного. 700 часов съемок и более десятка картин, посвященных не только физику, но и человеческим отношениям внутри Института. Параллельно министерство культуры РФ начало подозревать создателей проекта в афере и через суд вернуло часть финансирования.

Если долго мучиться, что-то да получится. В 2018 году стали появляться первые сообщения о показах рабочего материала и инициативе о премьере «Дау» в Берлине с последующим разрушением заново отстроенной Стены. Немцы повторения пройденного не допустили и показ запретили. Демонстрация проекта должна была стать триптихом, который затронет Берлин, Париж и Лондон – своеобразные Свобода, Равенство и Братство.

Как?


Париж принял проект «Дау» во всем его многообразии на трех площадках: в театрах де ля Вилль и Шатле, а также в Центре Помпиду. Не обошлось без скандалов – выставку закрыли на первый день ее работы в ожидании разрешения от префектуры полиции. Одна за другой стали появляться публикации о неподобающем поведении команды «Дау» на разных этапах – от изнасилования на камеру и убийства свиньи в процессе съемок до плохой организации работы людей в самом Париже. «Черный» пиар – это тоже пиар, что сработало на продвижение выставки.

IMG_20190209_145902.jpg

Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»

За неделю до конца проекта в «визовом» центре на площади Шатле все еще была очередь. Наблюдая за происходящим лично, становится понятна такая система билетов, введенных организаторами. Шести часов хватает для первого знакомства со всеми локациями, суточный билет проясняет суть происходящего, а за трое суток вполне можно стать частью «Дау»-эксперимента. Мобильный телефон обязательно нужно сдать, охрана много раз переспросит и проверит, чтобы при себе не было никаких устройств.

При описании «Дау» журналисты уделяют больше внимания кинематографической части проекта. Конечно, 700 часов мечтал бы пересмотреть каждый. Это принижает арт-составляющую «Дау», в описании к которой отсылают к работам Дмитрия Пригова, Сергея «Африки» Бугаева, Оскара Рабина и других советских и российских художников, творивших в XX веке. Таким образом, одна из самых закрытых страниц отечественного искусства действительно вышла из подполья к широкому зрителю за рубежом. Пусть даже и в таком виде.

Театры де ля Вилль и Шатле, которые расположены на одной площади, на момент перфоманса ремонтировались. Это не помешало «встроить» залы для просмотра уже смонтированных частей «Дау» и сделать реконструкцию частью происходящего действия. Помимо созерцания инсталляций, люди могли забрести к залу в «лесах». Все в рамках безопасности, все в касках. Это тоже искусство? Выходит, что да.

IMG_20190209_153556.jpg

Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»

Наиболее разочарованными от «Дау» могли остаться обладатели шестичасовых «виз» – в дневное время самым популярным арт-объектом здесь были закрытые двери просмотровых залов. Планировка вовлекала в процесс «бродилок» по старым театрам, где не всегда ясно, что ждет на повороте – порно-бар или улыбчивый темнокожий юноша.

Счастливчики, появившиеся вовремя, могли застать концерт оркестра Теодора Курентзиса или неожиданное совместное выступление Леонида Федорова с венесуэльским электронным музыкантом Arca.

Кино также можно было посмотреть в специальных кабинах, где отрывки «Дау» демонстрировалось в хаотичном порядке для каждого зрителя персонально. Отрывки попадались разные, от скучных до жутких, как эпизод с отрубленной головой свиньи. Что иронично, сломавшейся кабинке была посвящена целая инсталляция, в которой манекен ремонтника пытался справиться с поломкой.

IMG_20190209_154046.jpg

Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»

Сама тема манекенов, настоящих и мнимых, регулярно преследовала зрителя в «визовом» центре, на входе в театры, в «комнатах», где периодически появлялись шаманы и актеры из фильма. Сотрудники в самих театрах регулярно дурачились, подменяя солдатский чеканный шаг дурацкой походкой а-ля «Монти Пайтон».

При всей «советской» направленности действия проект честно старался заработать. Конечно, магазин «Дау» включал в себя книги и различные фотоиздания, связанные с процессом съемки фильма. Тут еще вступает русская «мягкая» сила в понимании создателей проекта: ватники, консервы и …ложки с дырками в форме пяти- и шестиконечных звезд. Интересный подход!

Зачем?


Из-за места действия главной ассоциацией к происходящему становятся «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже. Это тоже можно считать важным моментом для отечественного искусства XX века, в который оно смогло себя проявить, со всеми плюсами и минусами. Причем не особенно об этом подозревая.

С точки зрения кино проект «Дау» не выдерживает никакой критики. Напряженные и дискомфортные эпизоды в духе фильма «4» чередуются с откровенно скучными сегментами. Для единого финального продукта слишком многое не сделано, но нашелся способ обратить эту незаконченность в арт-объект. Мультиформатность пришлась как нельзя кстати.

Фото: Федор Быков / «Санкт-Петербургские ведомости»

Способен ли на такой размах кто-то из россиян сейчас? Разве что Илья и Эмилия Кабаковы, которые перед выставкой в Петербурге масштабно представили «В будущее возьмут не всех» в лондонской галерее Tate Modern.

Вопросы вызывает неожиданная творческая свобода Ильи Хржановского и фантастическая стоимость всего «Дау» в $70 млн, которая была объявлена в СМИ. Получилось ли здесь на чем-то заработать или проект был максимально убыточен? Фигура «мецената», стоявшего за созданием фильма, пока не дает ответа. Также пока не подтверждена информация, что в некоторых российских СМИ публикации про «Дау» могли появляться на платной основе. Слухи – дело такое.

IMG_20190209_123824.jpg

Из позитивного – выставка состоялась, ее никто не закрыл. В короткий срок перед европейской публикой был представлен ранее скрытый период отечественного искусства и связанный с ним фильм-сага. 

Наконец, зрительское внимание не отнять: в определенный момент на площади Шатле бросались в глаза люди без «визы» выставки. Русский «авось» и хаотичность событий в трех локациях также сыграли на руку. Неожиданность и непредсказуемость – такая же часть современного искусства, как и безумие его создателей. Конечно, в первые дни это вызвало вал негативных публикаций, но в современном медиаполе это скорее достоинство, чем недостаток. Главное, чтобы говорили. Там уже и Лондон с Берлином недалеко.

#кино #искусство #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...