Новые песни о старом

Артисты Мариинского театра под руководством Юрия Смекалова станцевали на Дворцовой площади балет под песню ростовского парня Виталия Пики «Патимейкер». К ним могли присоединиться все желающие. Действо длилось всего несколько минут. Виртуозно выполнять синхронные движения танцовщикам не мешали пуховики, джинсы и шарфы. Патимейкер-балет стал хорошим поводом рассказать о том, как в уходящем году кардинально поменялся состав героев музыки нашего времени.

Новые песни о старом | Иллюстрация Jack-Q/shutterstock.com

Иллюстрация Jack-Q/shutterstock.com

Звучащий сегодня отовсюду «Патимейкер» по просьбе Юрия Смекалова переписал Maestro A-Sid (Антон Сидоров) - под навязчивую мелодию оригинального шлягера он спел текст про «Балетмейкера». Впервые петербургские артисты станцевали Патимейкер-балет во время ноябрьских гастролей в Китае, на площади напротив Tianjin Grand Theatre. Прежде чем повторить флешмоб на покрытой размякшим льдом Дворцовой площади, Юрий Смекалов получил согласие КГИОП и Государственного Эрмитажа.

Надо сказать, что не только ведущему солисту Мариинского театра Смекалову приглянулась песня ростовского парня. В Интернете ролик Виталия Пики набрал тысячи просмотров. Можно сказать, незамысловатая мелодия «Патимейкера» и его глупый текст - один из гимнов новой эстрады.

Две самые популярные группы прошедшего года - «Грибы» и «Луна». Первым рулит основатель лейбла «Кружева» Юрий Бардаш; Луной называет себя его законная жена Кристина. Еще каких-то полгода назад о них никто не слышал, а сегодня - многотысячные залы. С тех пор как социальные сети стали частью жизни, эстрада кардинально изменилась. Звезды зажигаются на YouTube, набирают тысячи просмотров, перепостов и лайков за свое часто самодеятельное творчество, их песни попадают в эфир радиостанций и вот уже «артист» собирает стадионы. Все популярное просто. В песнях новых звезд сквозят неслыханная простота и неподдельная искренность.

«Грибы» - история про четкий, верно найденный ритм, в которой хипстеры слышат звуки беззаботной юности, а гопники - «зов крови», который заставляет парней с окраин держаться корней на районе. Группа неожиданно нащупала нерв времени. В ее творчестве не просто отсылки к 1990-м, но попытка сделать что-то подобное без прямых цитат и ностальгии. Никакого ретро, но задеты те же самые струны души, на которых играют постаревшие кумиры детства. «Грибы», конечно, молодые и дерзкие, но вся их дерзость в полном равнодушии к социально-политическому контексту. Главный хит этой зимы «Велик» по безобидной наивности сравним с добрым шлягером «Я буду долго гнать велосипед». Разумеется, на современный лад вроде обещания «Будем джемиться после того как поженимся»...

Постсоветская Россия стала местом притяжения неприкаянных героев из бывших республик. Напомню, что зачинщик истории под названием «русский хип-хоп» Влад Валов родом из Донецка. Когда несколько лет назад русскоязычная эстрада снова распахнула двери перед артистами из отдаленных городов, первым туда заскочил Иван Дорн. Феномен популярности этого украинского парня для меня до сих пор загадка. Голос слабенький, песни не слишком хитовые, но каким-то образом он подобрал ключик к сердцам юных ровесников. В Петербурге Дорн запросто собирает малый зал Ледового дворца.

Сегодня на заново созданном плацдарме новой русскоязычной эстрады команду «на старт!» новым героям отдают Тимати, владелец продюсерской компании Black Star Inc, и Баста (Василий Вакуленко), десять лет назад основавший лейбл Gazgolder. Эти компании сегодня можно назвать «Фабрикой звезд» - большая часть новых артистов находятся под крылом упомянутых шефов. L,One (грузин Леван Горозия), Гуф (Алексей Долматов), украинский певец Дмитрий Монатик, Мот (Матвей Мельников), Егор Крид, Макс Корж... Подопечные Тимати явно симпатизируют жанру поп-музыки, а ребята с «Газгольдера» пытаются не пускать масскульт в жесткий мир русского хип-хопа. Рэперы Оксимирон (Мирон Федоров) и Скриптонит (казахский рэпер Адиль Жалелов) пишут социальные песни точно не для того, чтобы звучать в эфирах популярных радиостанций. Но сам Баста, их шеф и «брат по духу», известный в рэперских кругах также под именем Ноггано, предпочел быть ближе к народу и адаптировал свои композиции к аудитории проекта «Голос». Также нашли лазейки в шоубиз кумиры трудных подростков рэп-исполнители Лигалайз и «Каста», которые записали по паре хитов, уместных в кухне по утрам. Короче говоря, в хип-хопе рулят пацаны.

А вот девичья вотчина - та самая новая искренность, которая теперь похожа на школьную лирику. Раньше девочки именно так писали в тетрадках, теперь - в социальных сетях. Тогда показывали только подружкам, теперь - многочисленным френдам; тогда не ждали похвалы, теперь судорожно подсчитывают лайки. Но формат остался прежний - короткие рифмованные фразы, которые можно уместить в любовной записочке. Кристина Бардаш, она же Луна, появилась в российской музыке как случайная попутчица, но, кажется, задержалась надолго. А началось все с любительского ролика на YouTube, где во дворе «спального» района она пела песенку про осень. И там же, на детской площадке, играл сынишка, который неожиданно расплакался в камеру. И была в том простеньком клипе хрустальная нежность.

С песней про встречу в маршрутке завоевала хит-парады группа IOWA. Вокалистка Екатерина Иванчикова приехала из Минска несколько лет назад. Ей приходится делить любовь местных меломанов с группой «Моя Мишель». Рыжая и смелая Татьяна Ткачук также ловко умеет пронзить сердца. А ведь есть еще певица Ханна, ворвавшаяся в хит-парады с песней «Омар Хайам»...

Новые группы, заявившие о себе в социальных сетях, теперь собирающие аншлаги в столичных залах, растут и правда как грибы после дождя: «Френды», «Нервы», «Градусы»... Самостоятельное плавание по волнам новой музыки вдруг стало возможным. Продюсеры из телевизора перестают влиять на успех даже тех артистов, которые прошли их строгий отбор на роли героев телеэкрана. Такое впечатление, что от написания песен участникам самого рейтингового телешоу страны «Голос» уклоняются те, кто в начале 2000-х формировал репертуар и старой и новой эстрадной гвардии: знаменитые тезки Игорь Крутой, Игорь Николаев, Игорь Матвиенко и Константин Меладзе больше заняты своей личной жизнью и попытками приручить «высокое искусство» (Меладзе нынче сочиняет балеты и симфонии). Максим Фадеев и Леонид Агутин иногда сочиняют для Наргиз и Элины Чага, но, будучи персонами медийными, они вынуждены уступать лучшие места в хит-парадах талантливым самозванцам.

На современной эстраде «система звезд» с ее атрибутами красивой жизни и ореолом недоступности, кажется, перестает работать. В новой популярной музыке хиты пишутся на коленке, наряды покупаются в торговых центрах, клипы снимаются на телефон, жизнь героев идет своим чередом - так же, как у всех. Молодым людям важно ощущение того, что до звезд дотянуться легко, не такие уж они далекие, эти звезды, - зажигаются и в «спальных» районах...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5857) от 22.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?