Новые танцы на вечную музыку. В Петербурге представили концерт-сюиту «Щелкунчик»
На Новой сцене Александринского театра петербургский дом танца «Каннон данс» представил концерт-сюиту «Щелкунчик».
ФОТО предоставлено пресс-службой проекта
Новый год невозможно представить без «Щелкунчика». Одноименные ледовые шоу, спектакли в музыкальных театрах и концертных залах в эти дни сменяют друг друга беспрестанно. Вот и дом танца «Каннон данс», созданный Вадимом и Натальей Каспаровыми, решил приобщиться к праздничной традиции и удивить публику «новыми танцами на вечную музыку» (именно такой подзаголовок имеет постановка). И, как оказалось, удивляться было чему.
Во-первых, публика увидела не просто очередную версию последнего балета Петра Ильича Чайковского, а своеобразный класс-концерт в форме спектакля, представивший разнообразные направления танцевальной деятельности «Каннон данс». Часовое танцевальное действо включало и классический танец, и характерный, и contemporary dance, и сплав различных хореографических стилей.
Кроме того, «Щелкунчик» можно назвать коллективным портретом школы «Каннон данс», крупным планом продемонстрировавшим как ее педагогов, так и многочисленных воспитанников. Среди последних на сцену вышли не только профессионалы, но и любители, еще только постигающие азы танцевального мастерства. «Миссия нашего проекта заключается в объединении - профессиональных танцовщиков и любителей, детей и взрослых, современного и классического танца. Мы хотим показать, что для современного танца не существует границ. Здесь каждый может раскрыть свой творческий потенциал и почувствовать себя артистом», - говорит главный инициатор события Вадим Каспаров.
Для каждого из 110 танцовщиков вне зависимости от возраста и уровня подготовки хореографам во главе с Натальей Каспаровой удалось сочинить эпизоды, демонстрирующие индивидуальные особенности исполнителей. Увлеченность артистов, непосредственность выражения палитры чувств и переживаний составляют суть и особую волнующую атмосферу этого спектакля.
«Щелкунчик» - абсолютно новый творческий опыт для «Каннон данс» и уникальный проект для российского современного танца в целом. Над его созданием работал внушительный авторский коллектив хореографов-резидентов Дома танца, среди которых Мария Шляхова, Ксения Михеева, Елена Чурилова, Анна Климакова, Евгения Сабурова, Мария Ворохова, Валерия Каспарова, Артур Галимуллин, Людмила Булгакова. Несмотря на разность хореографических почерков и постановочной эстетики, всем авторам удалось согласовать личные интересы и создать драматургически целостный и органичный спектакль (режиссер - Ринат Кияков).
В итоге получилось сказочное, праздничное, наполненное молодежной энергией зрелище для всей семьи. Главные персонажи самого новогоднего балета сохранены: здесь есть и Мышиный король (Евгения Сабурова) со своей свитой, и Щелкунчик (Владислав Борисов), и Дроссельмейер, представший в облике доброго и мудрого Часовщика (Артур Галимуллин), и целых три феи Драже (Анна Климакова, Нина Максимова, Виолетта Жигалина). Не обошлось и без дивертисмента национальных танцев: массового и искрометного «Русского» (хореограф Людмила Булгакова), неспешно-тягучего «Арабского» (хореограф Елена Чурилова), изобретательного по постановочным приемам и зрелищного «Китайского» (хореограф Анна Климакова). Неожиданностью трактовки удивил «Вальс цветов», который хореографы Валерия Каспарова и Людмила Булгакова превратили в остроумную историю флирта и женского соперничества.
Возвышался же над всем образ Маши, представшей в спектакле в трех ипостасях: маленькую героиню трогательно и артистично исполнила Мария Истомина, взрослую - балерина Анна Серикова, а метафорическим воплощением Машиной души стала вокальная партия, завораживающе и проникновенно исполненная Валерией Каспаровой. Героине было отдано наибольшее количество разнохарактерных танцевальных эпизодов, которые венчало большое адажио в постановке Василия Вайнонена, создателя одной из лучших редакций «Щелкунчика» в советском балетном театре. Эта возвышенная сцена становилась кульминацией всего спектакля и превращала его в сказку о танце как мечте. Ее воплощением и представал классический танец, владение которым демонстрировала в финале повзрослевшая Маша, преодолевшая все трудности и испытания.
В ближайших творческих планах «Каннон данс» - множество проектов и мероприятий: мастер-классы, лаборатории, новые спектакли, международный фестиваль современного танца для детей Dance 4 Kids и, конечно, уже знаменитый фестиваль Open Look, в фокусе которого в этом году окажется российский contemporary dance.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (6609) от 23.01.2020 под заголовком «Новые танцы на вечную музыку».
Комментарии