Ностальгия по гуманности. Александр Раскатов - о молодых музыкантах

Финал XIV открытого конкурса композиторов им. А. Петрова в номинации «Симфоническая музыка» состоится 12 октября в Большом зале Филармонии. На конкурс, приуроченный к 90-летию со дня рождения автора множества сочинений разных жанров, поступило 345 заявок из России и 47 – из стран дальнего и ближнего зарубежья. Председателем жюри впервые довелось стать Александру РАСКАТОВУ, живущему на протяжении многих лет во Франции. Композитор, автор нескольких опер, среди которых «Собачье сердце» и «Затмение», рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о сложностях выбора, поколении «затерянного мира» и желании обрести гуманность и доброту.

Ностальгия по гуманности. Александр Раскатов - о молодых музыкантах | Фото предоставлено организаторами фестиваля

Фото предоставлено организаторами фестиваля

– Неужели вам так и не удастся прилететь из Парижа в Петербург, чтобы познакомиться с победителями конкурса?

– Несмотря на все старания организаторов, выбраться на финальный тур мне, увы, не удастся. Коронавирус действует наподобие медицинского железного занавеса. Закрываются друг от друга страны даже внутри Шенгена. А пару дней назад полностью заблокировали Париж: ни пройти, ни проехать. Еще стеной обнести – и будет совсем как в XV веке.

– Какие впечатления остались от прослушанных конкурсных работ? Вы заметили какие-либо тенденции?

– Прослушивание – не совсем подходящий термин. Присланные работы лишь частично были представлены записями, остальные – только в виде партитур. Было прислано более 300 сочинений из разных стран мира! Я как председатель конкурса подключился, когда после предварительного отбора их осталось уже 60. Общий уровень оказался весьма высоким, при этом стилистические ориентиры авторов очень разнообразны: традиционно академические, минимализм, авангард, электроника. Но на основании одного конкурса делать обобщения – неблагодарная задача. К тому же есть важное обстоятельство: лимит возраста для участников, по регламенту, не предусматривался. Это исключает разговор о тенденциях, скажем, у молодых авторов. Вообще сочинение музыки – штучный процесс. Найти яркую и нестандартно мыслящую личность всегда было сложно. Но члены жюри своими перископами все же обнаружили несколько звездочек.

– Сложно судить сочинения коллег?

– Судить было действительно сложно, поскольку условия оказались неравными. Кто-то смог прислать оркестровые записи, кто-то – записи, сделанные на компьютере, а часть работ рассматривалась в виде партитур. Не каждый конкурсант смог себе позволить настоящую оркестровую запись. Но, на мой взгляд, компьютерные записи, имитирующие звучание оркестра, наносят вред прежде всего самим авторам. Произведение лишается той тайны, алхимии звучания, которую может создать только настоящий оркестр. Синтетика делает весь музыкальный «продукт» удивительно похожим, лично у меня набивая оскомину.

– Может ли конкурс дать шанс неизвестному композитору пробиться в большой свет?

– Конечно, особенно молодому. И в этом смысле Международный конкурс им. А. Петрова, собравший столько участников из многих стран мира, – явление очень отрадное, которое надо продолжать. Не могу не отметить великолепную организацию конкурса, успех которого принадлежит дуэту прекрасных дам – дочери композитора Ольги Петровой, унаследовавшей музыкальный дар отца, и исполнительного продюсера Надежды Кузиной. Помимо блестящей технической организации они внесли в работу жюри столь дефицитные покой и умиротворение. Хочу сказать «браво» и всем членам жюри, проделавшим колоссальную работу.

Однако не стоит думать, что какой-либо конкурс способен повлиять на развитие музыки в ту или иную сторону. Важно, что будет с автором после его окончания. Я в свое студенческое время не принимал участия в композиторских конкурсах. Сначала времена были не те, а впоследствии уже желания не возникало. Изменилось очень многое. Мое поколение – это музыкальный «затерянный мир», которому слишком долго пришлось ждать Колумба. Сейчас ребята в 25 – 30 лет свободно могут разъезжать по миру, выбирать, где учиться, посещать мастер-классы, если позволяет презренный металл.

– Насколько дееспособны сегодня какие-либо объединения композиторов для поддержки и продвижения талантливых профессионалов или самородков?

– В музыке каждый отвечает за себя, несмотря на существование всяческих ассоциаций, групп, сект. В стае выжить легче. Сам я, живя в Москве, входил в АСМ. Вообще в старое доброе время можно было показать неоконченное сочинение (или только что завершенное) другу-композитору или, наоборот, его послушать. Ах, эти блаженные оранжерейные 1970 – 1980-е, дававшие примеры бескорыстной дружбы, рождавшей неизъяснимую радость и особую энергетику без всяких заказов, неизбежной конкуренции, зависти. Ныне – не то! По крайней мере там, откуда я отвечаю на ваши вопросы, невозможно себе такое представить. «Общение с коллегами» – такого понятия во Франции не существует: конкуренция свела это общение практически к нулю. Что до зависти, то я стараюсь никогда и нигде себя ни с кем не сравнивать. Нельзя взять напрокат чужую судьбу.

– Некоторым слушателям все чаще кажется, что понятия «мелодия» и «современная музыка» – вещи едва ли совместные. Неужели так и есть?

– Мелодии остались, просто они полностью перекочевали, например, в мюзиклы или кино. Вспомним Эннио Морриконе, Нино Рота, Андрея Петрова, кстати сказать. Если говорить о классическом жанре, то мелодии появятся, когда изменится сам человек. Должна возникнуть среда для их возрождения. Нужны ли новому поколению с их интернетными играми и фейсбуками те мелодии, по которым тоскуют слушатели? Но, что греха таить, композиторы серьезного направления стесняются самих себя, погрузившись в то, что зовется модным словом recherche/«поиск» (термин, введенный Пьером Булезом), который зачастую оказывается поиском ради поиска. Но это отдельный разговор.

– Что же посоветуете молодым композиторам?

– Могу предложить странную формулу: узнать – забыть. Сначала нужно узнать по максимуму, а потом послать все это подальше, оставив лишь то, что нужно тебе. Только надо выбрать правильный момент.

– А вы сочиняли песни?

– Песни я писал, и даже в трех номинациях. Было это, правда, очень давно, в бытность мою 30-летним «молодым автором». В середине 1980-х ко мне обратился режиссер Николай Александрович (помните его удивительный дубляж в «Саге о Форсайтах»?), предложив написать музыку к радиоспектаклю «Дон Кихот». Там была масса музыки и помимо всего прочего – несколько «зонгов», как их называл сам Александрович, на стихи Бориса Коростылева. И петь их должны были Иннокентий Смоктуновский, Ирина Муравьева, Олег Ефремов. Смоктуновский и Ефремов приходили ко мне домой репетировать. Помню, как пришел Смоктуновский и представился: «Кеша». Мобильников тогда не было, а сделать фото мне и в голову не пришло. В тот же период я написал музыку к двухсерийному телефильму «Непохожая», где было несколько песен, замечательно исполненных Еленой Камбуровой – удивительной, неподражаемой. Я забыл об этом, но много лет спустя, приехав из Франции в Москву и попав на знаменитую «Горбушку», среди массы всевозможных аудио и видеозаписей вдруг обнаружил компакт-диск Елены Камбуровой с этими самыми песнями. А еще с моими песнями был мультфильм о нотках «До-ре-ми» на очаровательные детские стихи Генриха Сапгира, записанные остроумным Олегом Анофриевым.

– Конкурс носит имя выдающегося петербуржца Андрея Петрова, которого обожают прежде всего за его песенное наследие. Что для вас значит его музыка?

– Музыка Андрея Петрова – это прежде всего его киношедевры. Я с детства напевал с ребятами «А я иду, шагаю по Москве» или «Нам бы, нам бы». Музыка в «Человеке-амфибии» была выдающимся явлением, учитывая время и место ее создания. Я не припомню аналогий в отечественном кино. Из академической музыки мне запомнился его камерный концерт в нашем Всесоюзном доме композиторов где-то в 1980-е годы. Помню, что подивился оркестровой изобретательности, чувству юмора композитора. Сейчас, по прошествии стольких лет, я ловлю себя на мысли о некой «ностальгии по гуманности», которую мы как-то утеряли и которая была Андрею Петрову органически присуща: достаточно посмотреть «Берегись автомобиля». А так бы хотелось вновь обрести эти гуманность и доброту.

#конкурс #композитор #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6780) от 08.10.2020 под заголовком ««Вновь обрести гуманность и доброту»».


Комментарии