«Ночь музеев-2019» в Петербурге посетили около 100 тысяч человек

Петербургскую «Ночь музеев-2019», которая состоялась 18 - 19 мая, посетили около 100 тысяч петербуржцев и туристов. Окончательные итоги будут подведены позднее, но тройка лидеров держится несколько лет. Ботанический сад принял 15 тысяч гостей, Артиллерийский музей - 13 тысяч, «Ленфильм» - 12 тысяч. 13 музеев преодолели гроссмейстерский рубеж: к ним пришли по 5 тысяч человек и более. Организаторы отмечают повышение интереса к небольшим музеям, архивам и библиотекам, а публика похвалила хорошую работу экскурсоводов.

«Ночь музеев-2019» в Петербурге посетили около 100 тысяч человек | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вечер в Кунсткамере

Впервые в акции «Ночь музеев» принимал участие старейший музей России - Кунсткамера. Уже в шесть вечера туда выстроилась очередь из нескольких сотен человек.

Сначала они входили во внутренний двор, где волонтеры предупреждали: «На этом дворе XVIII век». Им «демонстрировали» опыты Георга Вольфганга Крафта, заведующего физическим кабинетом Академии наук. Например, как он с помощью зеркал кипятил воду в сосуде и варил в нем раков. При этом использовался термометр со шкалой Делиля. В ней ноль градусов по Цельсию соответствует 150 градусам по Делилю, а 100 по Цельсию - нулю по Делилю. Заодно, что особенно заинтересовало детскую аудиторию, был показан опыт Ломоносова: сырая вода замерзает быстрее, чем «вареная», то есть кипяченая.

Одновременно проходила дегустация девяти запахов XVIII века, созданных партнерами Кунсткамеры из Музея парфюмерии. Публика нюхала большие банты и без подсказки определяла запах травы - «Сенная площадь», сосен - «Острова», талого снега - «Невские волны».

Дегустации были очень кстати, потому что в сам музей пускали небольшими группами. Там снова вспоминали Крафта и Ломоносова. Актер, исполнявший роль Михаила Васильевича, за какие-то десять минут сумел рассказать и показать серьезную выставку «Кочевники Арктики: искусство движения». В финале актеры разыгрывали знаменитую историю «Ледяного дома», когда в начале 1740 года вздорная императрица Анна Иоанновна велела сыграть свадьбу своих шутов в постройке изо льда. Рабочий проект дома создал Крафт.

Известно, что на свадьбу были собраны представители трехсот народов, населявших тогдашнюю Россию. Действие спектакля проходило в зале Африки, поэтому эфиопские браслет и боевая каска из Чада контрастировали с костюмами «мокшанки», «самоедки», «калужской девицы» и «шаманки из Красноярского уезда».

На выходе из Кунсткамеры мы поинтересовались у нескольких девушек, часто ли они посещают музеи. Ответ был таким: один раз в несколько месяцев. Одна петербурженка заметила, что в музеи ходит во время турпоездок, дома некогда. И то же самое сообщила жительница Дрездена - города всемирно известных музеев.

Музы вернулись в особняк

В «Ночь музеев» петербуржцы впервые смогли побывать в здании бывшего Екатерининского собрания. Сейчас, после реставрации, особняк на наб. канала Грибоедова, 88 - 90, построенный в начале 1900-х годов в стиле модерн, стал второй площадкой «Петербург-концерта». Особняк был создан совместными усилиями архитектора Оскара Мунца, инженера Николая Смирнова и художника Евгения Фелейзена.

Экскурсоводы встречали гостей на роскошной парадной лестнице с решетками, украшенными растительными узорами в стиле модерн, светильниками в форме граненых бриллиантов и большими окнами с витражами. В интерьерах главенствуют нежные оттенки фисташкового, болотного и бежевого цветов. Гирлянды из цветов и капители колонн, украшенные гроздьями винограда, окрашены в цвет темного золота.

Среди посетителей бродили артисты в золоченых нарядах стиля рококо, пудреных париках и масках. Ведь когда-то в Екатерининском собрании шумели балы и маскарады. В начале XX века здесь нашли приют артисты кабаре «Кривое зеркало» и театра пластики «Стиль», которым руководила актриса и режиссер Дарья Мусина-Пушкина. Помнят эти стены и Сергея Дягилева. После конфликта с всесильной Матильдой Кшесинской и последовавшей за ним утратой покровительства императорской семьи Дягилев и будущие участники «Русских сезонов» - Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин - перебрались из Эрмитажного театра сюда. Во время Первой мировой войны в здании размещался госпиталь и перед ранеными выступал Федор Шаляпин.

После революции в особняке какое-то время еще теплилась культурная жизнь. Корней Чуковский читал лекции о литерафтуре матросам. Недолго, с 1920-го по 1922 год, здесь просуществовал Театр оперы, драмы и балета Политуправления Балтийского флота. Потом музы покинули особняк, в котором разместились различные организации, и роскошные интерьеры пришли в упадок.

И вот почти век спустя музыка вернулась сюда. В «Ночь музеев» в Камерном зале звучал Роговой оркестр Сергея Поляничко, хор солистов «Рождество», струнный квартет имени Римского-Корсакова. Молодые артисты музыкально-драматического театра «АРТ» под управлением Александра Исакова исполнили фрагменты из нескольких спектаклей. По словам Сергея Поляничко, акустика в зале потрясающая.

Пришедшие в этот вечер в Екатерининское собрание могли увидеть и огромный двусветный зал, который пока представляет собой романтическую руину. На экскурсии рассказали о былом великолепии зала, о его изысканном убранстве. У арки сцены были композиции с фигурами нимф. В элементах декора преобладали театральные маски, волны, листья, гирлянды. Центральная розетка плафона была выполнена в виде облака, которое окружали летящие журавли. Зал был отделан голубым бархатом. Когда реставрация завершится, в Петербурге появится еще один концертный зал почти на тысячу мест.

О пользе прививок и пиявок

Девизом «Ночи музеев-2019» было выбрано слово «элементы». Военно-медицинский музей остроумно его использовал, создав программу «Элементарно, Холмс». В экспозиции надо было найти семь предметов, которые мог использовать в своей практике доктор Ватсон. Например, стеклянный аппарат для переливания крови. Детям рассказывали азы анатомии и про пользу прививок, взрослым - о свойствах пиявок в лекции «Полезные обитатели Гримпенской трясины», описанной у Конан Дойла.

Во дворе, который редко открывают для публики, дети могли посидеть за рулем машины «скорой помощи», пока взрослые знакомились с ее медицинской начинкой. Рядом примеряли «штаны пожарного» и серебристый теплоотражательный костюм, знакомились с новой спасательной техникой. В этом музее не было ажиотажа Кунсткамеры, но было больше восторгов и горящих глаз.

Музейно-выставочный центр РОСФОТО решил показать, как работало фотоателье времен Карла Буллы. Для этого была сконструирована огромная фотокамера. Посетители сами выбирали фон и рамку для фото, устанавливали выдержку и диафрагму (во времена смартфонов о таких вещах многие даже не слышали). Сотруднику, исполнявшему роль Буллы, оставалось только нажать кнопку затвора. Камера была присоединена к странице РОСФОТО в соцсетях, где архивированы все снимки, сделанные в «Ночь музеев». Парочки были в восторге.

Музей стрит-арта не участвовал в акции, но 18 мая - Международный день музеев, праздник общий. У «стрит-артистов» открылся шестой выставочный сезон - проектом о нашем труднопредсказуемом времени «Хоть стой, хоть падай», объединившим 45 художников из разных стран. Ироничный Стас Багс изобразил на стене «гром-камня» инвалидное кресло вместо «Медного всадника», словно намекая на умственную неполноценность тех, кто пытался приготовить на скульптуре шашлык. Мудрый Слава ПТРК выложил из ярких неоновых фонарей одно слово: «Терпи».

Читайте также о том, что каждый четвертый петербуржец полтора года не был в музее.

#Ночь музеев #акция #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 088 (6441) от 20.05.2019 под заголовком «Где раки... ночуют».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?