Николай верхом на стуле
В РОСФОТО открылась выставка «Яхта «Штандарт» и семья последнего российского императора», которая впервые представляет широкой публике около ста архивных фотографий, сделанных на царском корабле в начале ХХ века.

Репродукция. ФОТО АВТОРА
Как рассказала «СПб ведомостям» Елена Агафонова, куратор проекта, выставка объединила материалы из Архива ВМФ, Архива кинофотодокументов (Красногорск) и Центрального музея ВМФ.
Основную часть составили снимки Александра Ягельского, личного фотографа и кинооператора Николая II. Каждый морской офицер, служивший на яхте, получал на память альбом фотографий. В него входили как протокольные снимки, так и неформальные портреты царской семьи.
Николай Саблин (1880 - 1962) прослужил на яхте десять лет, оставил воспоминания о том времени, недавно опубликованные в России. Жизнь Саблина сложилась драматически: поработав первые два года на советскую власть, он подался в Румынию, откуда в 1945 году его «вернули» в карагандинские лагеря. Досрочно освободили с началом хрущевской оттепели, передали социалистической Румынии, где снова посадили, 82-летний старик умер в тюрьме.
По иронии судьбы, в те же годы закончил свои дни некогда фешенебельный «Штандарт», приспособленный под мишень для первых советских ракетных испытаний.
По словам Агафоновой, наибольший интерес представляет снимок «27 градусов на борт», или «Завтрак со «скрипкой», сделанный в 1907 году. «Скрипкой» моряки называли рамку, которая удерживала сервировку стола во время сильной качки. На снимке Ягельского видно, что стулья развернуты спинками к столу и привязаны к нему, а Николай II и его свита сидят «верхом». Среди редких фотографий - портреты царских детей, сделанные на яхте во время летних походов по Финскому заливу, и забавная сценка «Капитан «Штандарта» Иван Чагин взвешивает цесаревича Алексея». Шестилетний наследник в морской форме иронично по-взрослому смотрит в объектив фотоаппарата (на снимке).
Материалы рубрики
Балтийские таможенники задержали 2 яхты за неуплату платежей
Петербургские яхтсмены успешно выступили на спартакиаде сильнейших
В Петербурге проходит парусная неделя
В Кронштадтском районе суда сели на мель
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии