Нет добра без топора. В Петербурге представили оперу «Красная Шапочка»
В Петербурге прошла премьера оперы Цезаря Кюи «Красная Шапочка». Режиссер Юрий Александров предъявил детям и их родителям весьма вольный пересказ хрестоматийной сказки. Вольный - в смысле поведения и образа действия персонажей. Получилось ярко и ну очень захватывающе.
ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Санкт-Петербург-опера»
«Красная Шапочка» была написана композитором в 1911 году, но до сих пор никогда не ставилась в профессиональном театре. В этом ее судьба сходна с другой оперой Кюи - «Кот в сапогах», которая недавно также была впервые поставлена в «Санкт-Петербург-опере». Теперь в репертуаре театра есть этот «детский» диптих, что является уникальной практикой.
Музыкальная ткань спектакля скроена Александровым по-своему: в партитуру включены фрагменты разных сочинений Цезаря Кюи, была сделана современная аранжировка некоторых фрагментов. Да и сама опера поменяла жанр: в афише указано, что зрители приглашаются на музыкальную сказку для детей и взрослых с пением и танцами. Взрослые упомянуты не просто так. Пока дети с восторгом следили за опасными приключениями главной героини, их мамы и папы погружались в настоящую экзистенциальную драму, пропитанную эмоциями и насыщенную психологическими трудностями, с которыми довелось столкнуться персонажам.
Красная Шапочка в интерпретации Каролины Шаповаловой - довольно раскованная девочка в смелом мини и чулочках. Она с подростковым нигилизмом выслушивает наказы своей матушки (Елена Тихонова), а по пути к заболевшей бабушке попадает в компанию не только Волка, но и двух дровосеков, Совы и Лягушки. Первым перепадают ватрушки, а от лесных тварей девочка бежит прочь в ночном мороке. Но настоящий кошмар начинается, когда путь Шапочке преграждает сам Волк (Антон Морозов). Здесь необходимо сделать реверанс в сторону художника по костюмам и декорациям Василия Цырлина. И Сова, и Лягушка, решенные в сюрреалистической манере, выглядят впечатляюще. Волк с горящими глазами, когтями-лезвиями и металлизированной плотью в стиле хай-тек кажется гибридом Чужого из фильма Ридли Скотта и Фредди Крюгера.
Несмотря на инфернальную внешность агрессора, Шапочка пугается Волка весьма кокетливо, что разряжает атмосферу ужаса. Ничуть не страшен этот персонаж и малышам в зале: у нового поколения, растущего в эпоху цифровых развлечений, нервы явно крепче, чем у их предшественников, взращенных на продукции «Союзмультфильма». Рычащее чудище со злобными глазами, преследующее вдоль рядов бабушку, к которой оно подоспело раньше легкомысленной внучки, вызвало только радостный визг у юных зрителей.
Образ бабушки актриса Изабелла Базина решила в ярком комическом ключе, а ее встреча с Волком разворачивается под звуки эксцентричного танго. Пластика персонажей заслуживает отдельного упоминания: хореограф Васил Панайотов прописал каждому свой рисунок движения. В результате они сливаются в единый танцевальный механизм, зачастую работающий даже чересчур энергично. И Панайотов, и уже упоминавшийся ранее сценограф Цырлин очень молоды. Ставка на новые имена, сделанная Юрием Александровым, - своевременный ход: петербургские подмостки отчаянно нуждаются в свежих силах и оригинальных идеях. В случае с «Красной Шапочкой» новобранцам театра можно поставить в упрек как раз некоторую избыточность экспрессивности. Но в детских спектаклях гипербола вполне допустима и даже желанна. Потому этот опыт можно считать успешным.
В финале спектакля внимание перетягивает на себя мама Красной Шапочки. Пока охотники, они же дровосеки, вооруженные топорами (Виктор Алешков и Егор Чубаков), боязливо отираются в сторонке, страшась Волка, проглотившего бабушку и внучку, она берет в свои руки нож и вспарывает брюхо серого хищника. А потом победно вытирает лезвие о свои чулки. Распахнутое чрево являет собой весьма натуралистичную картину, но и это ничуть не пугает детей, которые бурно радуются появлению из звериных внутренностей уже полюбившихся им героинь. Им явно веселее, чем родителям, которые в это время пребывают в некотором ошеломлении от таких анатомических чудес.
Все заканчивается, как и должно быть в сказке. Добрая Красная Шапочка отводит в сторону занесенные было топоры опомнившихся дровосеков. Волку зашивают живот, после чего хищник просит у всех прощения. Звучит вдохновенная музыка Кюи.
Нет слов: новый спектакль получился особенным. Но в «Санкт-Петербург-опере» без творческих провокаций нет ни одной постановки, даже детской. «Красная Шапочка», судя по всему, весьма понравилась маленьким любителям искусства. И что особенно отрадно - в зале пап было едва ли не больше, чем мам и бабушек. Для оперного театра - явление неслыханное.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (6416) от 08.04.2019 под заголовком «Нет добра без топора».
Комментарии