
Немного солнца на мокром лугу
В первой половине июля Елагин остров, по традиции, становится филиалом меломанского рая. Один за другим здесь проходят музыкальные фестивали, на которых выступают самые интересные на сегодняшний день музыканты из России и Европы. Стартовали со «Стереолета», финишировали «Усадьбой Jazz». Итого – несколько дней самой модной музыки, джазовой и танцевальной. Всех выступивших в начале июля на Масляном лугу не перечислишь, но попробую коротко сказать о самых интересных героях этого холодного музыкального лета.

ФОТО предоставлено организаторами фестиваля
Современные музыканты спекулируют на ностальгических мотивах. Отзвуки советского ретро слышны в песнях российских исполнителей, а зарубежные артисты заставляют вспомнить 1980-е с их несовершенными синтезаторами и беспечным диско. Среди зрителей слышались разговоры, мол, «Стереолето» уже не то что прежде – не было в этот раз звезд мирового масштаба, а те, кто преподносился в качестве таковых, разочаровали.
Ярче всех проявили себя наши соотечественники. Группа СБПЧ («Самое большое простое число») во главе с Кириллом Ивановым и Ильей Барамией – это теперь целый оркестр с духовой секцией. При таком филармоническом антураже песни у них – как журнал «Ералаш»: вроде бы незамысловатые, зато про жизнь.
Квартет Tesla Boy тоже оправдал свою популярность – а их любят многие: гламурные журналы и андеграундные фрики, интернет-пользователи и телезрители. Харизматичный лидер Антон Севидов похож на героев второй половины прошлого века, когда музыка в контексте истории огромной страны все же что-то значила. Tesla Boy создают иллюзию значительности своих песен.
Ностальгировали по советскому детству две команды. Одна с длинным названием «130 по встречной на старенькой Vespa» – их музыка сплошная беззаботность, как лето двадцатилетней давности. Другая, собственно, и есть отзвук советских времен – ВИА «Добрый вечер». Ансамбль, распавшийся в начале 1980-х после смерти сибирского поэта и музыканта Зиновия Биртмана, два года назад восстановил альбом «Следы от компота» и шлягер «Пригласите негра танцевать» – и взорвал Сеть. «Добрый вечер» решил воссоединиться и теперь выдает нам киловатты энергии и волны светлой ностальгии.
Хэдлайнером первого «Стереодня» был украинский поп-певец Иван Дорн, по которому сходят с ума нынешние подростки на всем постсоветском пространстве. Объяснить феномен популярности Ивана Дорна не берусь – песни банальные, хотя зажигательные; сам по себе не слишком красавчик, хотя обаятельный малый. Народ потанцевал, а кто-то в отзывах на следующее утро и вовсе написал, что, дескать, это был лучший концерт продолжающегося лета. Я, видимо, чего-то недоглядела, не расслышала в этих песенках смысла.
Второй день «Стереолета» ознаменовался симфонической рок-постановкой из пяти частей «Обнаженная сущность». Шоу выдали британцы The Irrepressibles, виртуозно соединившие звучание струнного оркестра и электронику. Музыканты признались, что хотели вывернуть зрительские души наизнанку и одновременно довести их до состояния блаженной радости. Наизнанку вывернули, но со второй задачей не справились – в какой-то момент захотелось, чтобы это все поскорее закончилось.
Французский институт в Петербурге уже не первый год представляет своих земляков на сцене «Бастилия». Два барабанщика Янн и Себастиан из группы Fills Monkey довели-таки зрителей до состояния блаженной радости своим «Невероятным барабанным шоу», полным юмора и неожиданных созвучий.
Главной звездой фестиваля была объявлена группа «Аквариум». Борис Гребенщиков вышел на сцену в половине десятого вечера при огромном скоплении самых разных людей. Он пел песни из прошлого, а вовсе не из альбома «Соль» (2014), после которого его снова назвали «главным гражданским поэтом страны»... Он же счел нужным помимо всего прочего вернуть актуальность народным песням и спел «Черного ворона». «Сейчас такое время, что народные песни начинают переписывать сами себя», – заметил Борис Борисович. Еще одна песня, которая, по словам артиста, «удивительно подходит к сегодняшнему дню» это «Безъядерная зона» Виктора Цоя, которая и прозвучала в необычном исполнении группы «Аквариум». Другие песни из собственного репертуара на радость поклонникам: «Господу видней», «День радости», «Государыня», «Вавилон»... Поклонники подпевали без запинки.
«Усадьба Jazz» на Елагином острове, разумеется, праздник для любителей джазовых направлений. Как бы там ни говорили, что к джазу большая часть выступающих не имеют отношения, это все-таки джаз образца XXI века.
На площадке «Партер» в парке выступали в основном участники самого популярного в России телешоу «Голос», а на площадке «Аристократ» – фаворит публики кубинский пианист Чучо Вальдес со своей группой Irakere. Чучо Вальдес (музыкант настаивает, что ударение надо ставить на второй слог) – легенда мировой музыки. Возможно, родившиеся в СССР помнят виниловые пластинки с кубинскими мелодиями, на которых значилось имя Чучо Вальдеса – его экзотическая для наших северных ушей музыка воспринималась как привет от дальних родственников – они совсем не такие, как мы, но мечтают о том же самом. И теперь зрители ощутили что-то подобное. Темнокожий пианист за белым роялем, в кепи и темных очках показался почти родным и до глубины души понятным.
Участник «Голоса» Георгий Юфа пел почти полтора часа. За это время исполнил и свои номера из телешоу, и авторские композиции, и солировал на электровиолончели в инструментальных произведениях. Голос у этого парня великолепный, что и говорить. Участники «Голоса», увлеченные джазом, в отличие от их коллег, прокладывающих себе путь на эстраду, не имеют проблем с репертуаром. Мариам Мерабова и ее группа «Мирайф» играли не только джазовые стандарты, но и баллады собственного сочинения на рус-ском языке, звучащие на общем фоне очень достойно. Мне понравилась песня «Берег», в которой поется о том, что мужчина как берег, а женщина – лодочка, приставшая к нему. Очень трогательно.
Яркая женщина Мариам Мерабова радовалась, что наконец-то выступает в Петербурге, благодарила Бога, что нет дождя, посетовала, что забыла надеть сережки, и так далее. Она умеет поднять настроение с первых аккордов. Модную музыку исполняет и Антон Беляев. Его коллектив Therr Maitz в последнее время фигурирует на всех заметных фестивалях страны. Хотя этих музыкантов никак не заподозришь в соблюдении формата, они играют то, что теперь называется «интеллектуальной музыкой» на стыке разных жанров: от традиционного джаза до электронного эмбиента.
Порадовал своим выступлением и певец Антон Малинен – скромный мальчик в ковбойской шляпе. Чем-то он похож на местного Пита Доэрти – с гитарой наперевес пел кантри-блюзы и незамысловатые песенки про одиноких девушек и про любовь.
Зарубежные участники выступали на сцене «Аристократ». Тут помимо Чучо Вальдеса играл швейцарец Ник Бертч с ансамблем Phythm Clan. Они познакомили петербургскую публику со звучанием дзен-фанка. Но спокойным оставался только сам пианист Ник Бертч, остальные музыканты (ритм-секция и несколько духовиков) пытались вовлечь его в музыкальный хаос. Любопытно было наблюдать этот своеобразный поединок.
Американский ударник Марк Джулиана, так же как звезда российского джаза Давид Голощекин, отвечал за джазовые традиции. Правда, Джулиана позволяет себе кое-какие вольности, допустим, добавить в свинг немного регги.
Всегда приятно увидеть немного солнца на мокром лугу.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (5498) от 13.07.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии