Названы победители конкурса на проект памятника Гумилеву в Кронштадте

Жюри во главе с главным архитектором Петербурга Павлом Соколовым и ректором Академии художеств Семеном Михайловским назвало три команды-победительницы, но сразу предупредило: вопрос, какой проект будет реализован, остается открытым.

Названы победители конкурса на проект памятника Гумилеву в Кронштадте | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

По словам Соколова, выбор жюри был трудным, все три проекта надо дорабатывать. Олег Довганюк, глава администрации Кронштадтского района (заказчик конкурса), отметил, что жители города-спутника трепетно относятся к установке новых памятников, и пригласил скульпторов приезжать в город, чтобы пообщаться с теми, для кого в первую очередь будет установлен памятник Гумилеву.

Михайловский пояснил, что жюри намеренно выбрало победителями три очень разных проекта – реалистичный бюст, условную фигуру в рост и импрессионистичное изображение поэта, сидящего в кресле. Первое место получил дуэт Екатерина Пильникова (учившаяся в творческой мастерской Григория Ястребенецкого) – Артем Гаврилов за эскиз бюста. В основе изображения – последняя тюремная фотография Гумилева. Как рассказала нашей газете Пильникова, место установки памятника – бульвар между улицами Советской и Восстания, небольшое пространство, окруженное невысокими домами. Поэтому выбран вариант в виде бюста, расположенного в глубине бульвара. Высота скульптуры – 90 см. Постамент высотой два метра «рассечен» на две части, которые символизируют Гумилева, русского поэта и офицера.

Второе место присуждено дуэту Наталия Баранова – Эдуард Арзуманян за эскиз в виде гранитной фигуры высотой 4 метра. Как пояснил Арзуманян, оптимальным было бы немного выдвинуть памятник от бульвара в сторону Советской улицы, чтобы памятник можно было полноценно осматривать со всех сторон.

Третье место занял дуэт Анастасия Лужина – Григорий Лысак. Их Гумилев напоминает некоторые творения Паоло Трубецкого. В этом образе поэта нет трагизма двух вышеназванных эскизов.

Изучение небольшого (выставка работала всего пять дней) количества письменных отзывов показало, что и у публики не было явных фаворитов. Всем тридцати эскизам, представленным на конкурс, давались за редкими исключениями положительные, доброжелательные оценки. Кронштадтцы справедливо задали вопрос и посетовали, почему выставку не показали у них. Академия художеств, бесспорно, место почетное и престижное, но не все желающие успели туда попасть из Кронштадта.

Еще одно важное замечание из книги отзывов – короткие (около полутора месяцев) сроки проведения конкурса. Наверное, для памятников, которые надолго, скульпторам должно даваться больше времени на размышления. Хотя практика показывает, что не всегда это дает нужный результат. Вспомним хотя бы конкурсы на монумент Федору Шаляпину. Памятника певцу нет до сих пор.


#конкурс #победители #поэт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Поэту и офицеру».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?