Названы победители конкурса на проект памятника Гумилеву в Кронштадте

Жюри во главе с главным архитектором Петербурга Павлом Соколовым и ректором Академии художеств Семеном Михайловским назвало три команды-победительницы, но сразу предупредило: вопрос, какой проект будет реализован, остается открытым.

Названы победители конкурса на проект памятника Гумилеву в Кронштадте | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

По словам Соколова, выбор жюри был трудным, все три проекта надо дорабатывать. Олег Довганюк, глава администрации Кронштадтского района (заказчик конкурса), отметил, что жители города-спутника трепетно относятся к установке новых памятников, и пригласил скульпторов приезжать в город, чтобы пообщаться с теми, для кого в первую очередь будет установлен памятник Гумилеву.

Михайловский пояснил, что жюри намеренно выбрало победителями три очень разных проекта – реалистичный бюст, условную фигуру в рост и импрессионистичное изображение поэта, сидящего в кресле. Первое место получил дуэт Екатерина Пильникова (учившаяся в творческой мастерской Григория Ястребенецкого) – Артем Гаврилов за эскиз бюста. В основе изображения – последняя тюремная фотография Гумилева. Как рассказала нашей газете Пильникова, место установки памятника – бульвар между улицами Советской и Восстания, небольшое пространство, окруженное невысокими домами. Поэтому выбран вариант в виде бюста, расположенного в глубине бульвара. Высота скульптуры – 90 см. Постамент высотой два метра «рассечен» на две части, которые символизируют Гумилева, русского поэта и офицера.

Второе место присуждено дуэту Наталия Баранова – Эдуард Арзуманян за эскиз в виде гранитной фигуры высотой 4 метра. Как пояснил Арзуманян, оптимальным было бы немного выдвинуть памятник от бульвара в сторону Советской улицы, чтобы памятник можно было полноценно осматривать со всех сторон.

Третье место занял дуэт Анастасия Лужина – Григорий Лысак. Их Гумилев напоминает некоторые творения Паоло Трубецкого. В этом образе поэта нет трагизма двух вышеназванных эскизов.

Изучение небольшого (выставка работала всего пять дней) количества письменных отзывов показало, что и у публики не было явных фаворитов. Всем тридцати эскизам, представленным на конкурс, давались за редкими исключениями положительные, доброжелательные оценки. Кронштадтцы справедливо задали вопрос и посетовали, почему выставку не показали у них. Академия художеств, бесспорно, место почетное и престижное, но не все желающие успели туда попасть из Кронштадта.

Еще одно важное замечание из книги отзывов – короткие (около полутора месяцев) сроки проведения конкурса. Наверное, для памятников, которые надолго, скульпторам должно даваться больше времени на размышления. Хотя практика показывает, что не всегда это дает нужный результат. Вспомним хотя бы конкурсы на монумент Федору Шаляпину. Памятника певцу нет до сих пор.


#конкурс #победители #поэт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Поэту и офицеру».


Комментарии