Иосиф Райхельгауз ставит «Таланты и поклонники» Островского в «Балтийском доме»

Многие любители театра с удовольствием приходят на гастрольные спектакли в Петербурге, которые дает возглавляемый Райхельгаузом коллектив «Школа современной пьесы». Однако нынче случай особый. Иосиф Леонидович выпускает спектакль в городе, в котором он начинал постигать театральное дело. С известным российским режиссером Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ беседовал театровед Сергей ИЛЬЧЕНКО.

Иосиф Райхельгауз ставит «Таланты и поклонники» Островского в «Балтийском доме» | ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

- Полвека назад вы приехали в Ленинград из Одессы и поступили в Театральный институт на курс Бориса Вульфовича Зона. И вас отчислили за профессиональную непригодность. Почему?

- Это было решение самого Зона, и он был абсолютно прав. Довольно трудно установить пригодность или непригодность семнадцатилетнего человека для профессии режиссера. Сам я преподаю в ГИТИСе уже десятки лет, да и во ВГИКе был опыт. Но, несмотря на это, для меня установить профпригодность - непростое дело. Ведь человек должен иметь способности к обучению, должен быть пригоден к обучению в компании. Тогда, в юности, я был очевидно к этому непригоден.

Когда все случилось, моя перепуганная мама приехала из Одессы и добилась встречи с Зоном. Аргументы ее были понятны: «Мой мальчик очень способный!». На что мастер ответил: «Да, он очень способный. Но у меня дилемма: либо отчислить всех остальных и учить только вашего мальчика, либо отчислить вашего мальчика и учить остальных». И он был прав.

Правда, я был наглым мальчиком и на прощание сказал однокурсникам: «Пройдет время, и в институте будет творческая встреча со мной»...

- И она произошла?

- Да, во время очередных гастролей московского театра «Современник» в Ленинграде. К тому времени я уже окончил ГИТИС. На гастроли тогда привезли два моих спектакля - «А поутру они проснулись» и «Из записок Лопатина».

- Как я понимаю, для вас возвращение в Петербург носит некий символический характер.

- Абсолютно! Представляете себе - ровно пятьдесят лет назад я оказался в этом прекрасном городе, с которым столько связано... Я сейчас хожу по знакомым мне улицам и вспоминаю, вспоминаю, вспоминаю. Здесь много чего происходило, связанного с моей профессией. За три года, что я провел в Ленинграде, где я только ни работал! Ухитрился даже поработать ассистентом у Николая Павловича Акимова в Театре Комедии. Потрудился в постановочной части БДТ во времена Товстоногова. И уже тогда понимал, в каком великом театре мне довелось работать.

- А ваш любимый спектакль БДТ той поры?

- Все спектакли смотрел по многу раз. Их трудно сравнивать. Представляете себе: ЧТО я видел и в чем участвовал как рабочий сцены? «Горе от ума» с Юрским, «Идиот» со Смоктуновским, «Три сестры». Там такая замечательная была сцена Тузенбаха - Юрского и Соленого - Лаврова! Или сцена Ирины - Эммы Поповой и Тузенбаха. Они играли ее на фуре, которую я был обязан с помощью специального приспособления вывести к рампе. И, конечно, не забыть, как в «Горе от ума» ставили на сцене эти 32 колонны, которые придумал Товстоногов. Каждая колонна на моей спине полежала.

- Вы - многолетний художественный руководитель театра «Школа современной пьесы», в котором ставили почти всех современных авторов: от Семена Злотникова и Людмилы Улицкой до Евгения Гришковца. Почему сегодня вы обращаетесь к постановке пьесы Островского? На повестке дня лозунг «Назад, к Островскому»?

- Я в «Школе современной пьесы» сознательно не ставлю классику. А если такой проект случается, то это весьма своеобразная игра с классикой. Как было с «Чайкой» Чехова, а потом Акунина. Сейчас Максим Дунаевский сочинил по моему заказу мюзикл по «Шинели» Гоголя. Из классики принципиально ставлю только Чехова, и только в других театрах.

А с Островским случилась весьма поучительная история. Два года назад дал студентам задание: прочесть его пьесу «Таланты и поклонники». Они начали показывать этюды, фрагменты, а я их комментировал и в один прекрасный момент вдруг поймал себя на мысли: «Какая замечательная пьеса! И какая актуальная!».

Когда Сергей Григорьевич Шуб, генеральный директор театра «Балтийский дом», предложил мне поставить здесь спектакль, я ему приготовил целый список пьес. В основном современных. И только последним номером в этом перечне стояли «Таланты и поклонники». А он вдруг говорит: «Островский». И я подумал: «Значит, судьба».

- В чем актуальность сочинения господина Островского?

- Наш театр постоянно проводит конкурс на лучшую пьесу о современной жизни, так у меня во время нынешних репетиций полное ощущение, что «Таланты и поклонники» кто-то прислал именно на этот конкурс под псевдонимом «Островский». Будто некоторые диалоги подслушаны в популярных нынче общественных местах, особенно связанных с искусством.

Это пьеса о молодых людях, хотя традиции интерпретации классики порою мешали это увидеть. Сколько мы видели версий «Талантов и поклонников», в которых маму Негиной играла актриса, которой было хорошо за семьдесят. В нашем спектакле эту роль играют молодые красивые женщины, которым около сорока лет. В пьесе Островского есть все, чтобы ее поняли и ее прочувствовали те зрители, которые придут на наш спектакль. И прежде всего молодое поколение.

- Вам не чужды музыкальные эксперименты в театре. Достаточно вспомнить спектакль «А чой-то ты во фраке?», где смешаны были водевиль, балет и опера. Не возникало ли желание поставить «чистую» оперу?

- Это желание присутствует всегда. Но это серьезное испытание для любого режиссера. И если бы я решился на такую постановку, то взялся бы за русскую классическую оперу.

- То есть Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский...

- Да, ставил бы кого-то из этих авторов. Важно, чтобы это была опера с хорошей литературной основой. Условно говоря, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» или «Князь Игорь». Мне бы хотелось поставить оперу внятно и просто, чтобы зритель увидел и услышал ее сюжет.

- То есть рассказать историю?

- Да. Ведь зрители приходят в театр, чтобы увидеть и услышать рассказ про людей и о людях.

- Вы в своей карьере не однажды сталкивались с ситуацией запрета на выпуск спектаклей. Что тому было причиной?

- Здесь всегда есть два варианта. Первый, когда спектакль запрещают начальники. Второй, когда сам спектакль не получается у режиссера. В моей режиссерской жизни было достаточно случаев, когда мои очень хорошие спектакли не одобрялись начальниками и не выпускались на зрителей. Но это было в советское время.

А были случаи, когда самому себе приходилось признаваться в неудаче. Совсем недавно была у меня серия из трех хороших постановок, но четвертая не удалась. И очень скоро я исключу этот спектакль из репертуара своего театра. За десятилетия работы понял одну нехитрую мысль: во всем виноват режиссер, ибо он окончательно отвечает за результат. Такая это профессия.

- Вы сторонник репертуарного театра?

- Я считаю, что русский репертуарный театр - наше большое культурное завоевание. Но я и за проектный театр. Однако в этом случае надо понимать, на какие средства и с какой командой ты осуществляешь проект. Если мы хотим заработать денег, тогда и возникает то, что нынче именуют «антрепризным театром», что есть некоторая форма театрального бандитизма, когда в жертву приносится качество постановки. Сажают двух популярных узнаваемых артистов на сцену и считают, что это и есть театр. А если мы делаем проект, то работаем честно и основательно. Вспомним проекты Эймунтаса Некрошюса «Вишневый сад» или «Орестею» Питера Штайна.

- Есть ли фраза, которая выражает ваше нынешнее отношение к жизни?

- Есть. Когда я чувствую, что жизнь со всех сторон уж очень сильно зажимает (причем это может длиться один день, а может и несколько недель), и кажется, что все неразрешимо, я говорю себе: «Отпусти судьбу. Не беги в пять мест сразу, потому что никуда не успеешь. Остановись, открой книжку и сядь, почитай. Или, что еще лучше, посмотри на море. В конце концов прочти вслух какое-нибудь любимое стихотворение». Это первая заповедь.

Есть еще и вторая, которая иногда становится первой. Ведь я родился в замечательном городе Одессе, и самое ценное, что есть в нем: его жители очень ироничны. Главное в жизни - это ирония по отношению к самому себе. Если бы у меня не было этой самой одесской иронии, я бы давно уже не жил на земле, потому что столько всякого пришлось выслушать за свою жизнь в искусстве - и чудовищного, и высокого. И если бы я ко всему этому не относился с иронией, мы бы сейчас с вами просто не разговаривали.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.