Найти большое. Руководители трех малых музеев – о планах на 2021 год

Скоро исполнится год, как музеи вместе с другими учреждениями культуры перешли на работу в карантинном режиме. Сначала закрывшись полностью, потом возобновив работу с многочисленными ограничениями. За тем, как жили Эрмитаж, Русский музей и другие гранды, мы могли наблюдать почти ежедневно, часто – в режиме реального времени. Малым музеям Петербурга, особенно напрямую не связанным с темами 75-летия Победы, в 2020 году от «информационного пирога» досталось совсем немного. Об итогах года минувшего, о том, как встретили зимние каникулы, и о планах на 2021-й «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказали руководители трех малых музеев.

Найти большое. Руководители трех малых музеев – о планах на 2021 год | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ворота для семьи

Для музея «Нарвские Триумфальные ворота» новогодние каникулы, когда он был закрыт для посетителей, стали временем насыщенной внутренней работы. Составление годового отчета, в прежние времена – бюрократическая формальность, стало важным моментом подведения итогов необычного 2020 года.

Как рассказала Наталия Яблонская, руководитель музея, обычная работа велась только в январе – марте прошлого года, потом были месяцы карантина, в июле – декабре музей действовал в режиме серьезных ограничений, в основном ориентируясь на семейные посещения, то есть группы до пяти человек. Пришлось отказаться от работы со школьными классами, а также сократить выставочную программу. Открытая осенью 2019 года выставка «Слова острослова на защите Отечества», которая была посвящена басням Ивана Крылова, связанным с Отечественной войной 1812 года, была продлена и проработала в итоге целый год.

В 2019 году музей в два раза увеличил показатели посещаемости и количества экскурсий и доходов, проведя почти 300 групп и заработав 700 тысяч рублей. А в 2020-м вернулся к цифрам 2017 – 2018 годов, когда доход был в два раза ниже. А количество посетителей сократилось практически в три раза – с 11 тыс. человек до 3,5 тыс. По мнению Яблонской, это неплохой результат для такого сложного года. Тем более что удалось выполнить все партнерские обязательства музея по программам фестивалей «Музейная радуга», «Большая регата». Просветительская программа «Открытый город» записала в «Нарвских Триумфальных воротах» большую видеоэкскурсию, которую за три месяца посмотрели почти 2 тысячи человек.

Сейчас команда музея работает над планами на 2021 год. Очевидно, что первая его половина пройдет в режиме существующих ограничений. Поэтому пришлось отказаться от всех выездных выставок. Проект «Сердце Кутузова», который был представлен в декабре и посвящен 75-летию Победы и 275-летию со дня рождения великого полководца, будет работать до осени 2021 года. Он ориентирован на семейное посещение. Если санитарные ограничения будут ослаблять, то музей предложит другие программы всем посетителям. Уже созданы программы и для совсем маленьких, и для школьных групп (например, «напольная бродилка» – командная игра, которая позволит школьникам в игровой форме ознакомиться с выставкой). Продолжается работа и над созданием инклюзивных программ, которые могли бы быть доступны людям, имеющим ограничения по здоровью. В 2020 году музей придумал несколько новых проектов, на которые планирует искать грантовое финансирование и надеется их реализовать в последующие годы.

«Смольный» уходит под землю

Главная площадка историко-мемориального музея «Смольный» находится в здании правительства и администрации Санкт-Петербурга. Музей, как и исполнительная власть города, работал без перерывов весь 2020 год. Как пояснила Татьяна Конышева, заместитель директора музея по научной работе, это связано со спецификой учреждения, которое кроме работы с посетителями принимает официальные делегации, посещающие администрацию Петербурга, работает с участниками мероприятий, проходящих в Смольном. Чтобы выполнить санитарные нормы, экскурсии (в сокращенном в три раза составе группы) были перенесены на вечернее время, когда заканчивался рабочий день у чиновников, и выходные дни.

Что касается двух филиалов – Музея-квартиры Елизаровых и Музея-квартиры Аллилуевых, то в них пришлось отменить традиционные музейные среды для семейного знакомства с этими объектами, экскурсии для школьников и пенсионеров. Не состоялась популярная у петербургской публики «Ночь музеев». В то же время возрос интерес к мемориальным квартирам у индивидуальных туристов, особенно москвичей. В итоге в 2020 году квартиру Аллилуевых посетили 7,2 тысячи человек, а квартиру Елизаровых – 5,3 тысячи. В 2019 году было 9 тысяч и 7,5 тысячи, соответственно. Потери оказались существенно меньше, чем у больших музеев. Немаловажно, что индивидуалы в три раза по сравнению с 2019 годом подняли выручку филиалов «Смольного».

К 75-летию Победы музей открыл вторую очередь экспозиции «Подземные этажи Смольного. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.». Она расположилась в подлинном стратегическом объекте – в бомбоубежище между зданием Смольного и Невой на глубине 7 метров под землей.

Сейчас сотрудники музея работают над третьей очередью экспозиции, которая будет расположена на глубине 12 метров и завершит музеефикацию Штаба по обеспечению единства действий города и фронта, центра военного, идеологического и административного руководства блокадного Ленинграда.

Виртуальный «Сарай» и путь к «Шалашу»

Как рассказала Наталья Коваленко, директор музейного комплекса в Разливе (включает «Сарай», «Шалаш», «Келломяки-Комарово» и выставочный зал «Арт-Курорт»), главный акцент в работе учреждения делается на событиях для открытого воздуха. Для новогодних праздников были заранее подготовлены экскурсии «Путь рабочего: от «Сарая» до Сестрорецкого завода», квест по поселку Разлив «От дома к дому», рождественские колядки с участием этногруппы из Пушкина, рождественский концерт... Увы, даже эти уличные мероприятия пришлось отменить из-за пандемии.

В 2020 году музейный комплекс потерял около половины посетителей по сравнению с предыдущим годом. В абсолютных цифрах это выглядит так: 10,8 тысячи посетителей по билетам в 2020-м вместо 22 тысяч в 2019-м и 45 тысяч и 89 тысяч, соответственно, пришедших на открытую территорию музея. Коваленко считает эти показатели достойными: если бы музей, расположенный далеко от центра Петербурга, работал только в помещениях, потери были бы намного больше.

Научные сотрудники сделали акцент на работу по постановке на государственный учет фондов, а это около 3,5 тысячи предметов. На заработанные ранее средства была закуплена техника, которая позволяет вести прямые трансляции музейных событий в социальных сетях. В частности, летом было показано празднование Дня поселка Разлив, а также проведены прямые эфиры с Вячеславом Самоходкиным, посвященные взаимоотношениям двух вождей – Ленина и Зиновьева, которые скрывались в 1917 году в шалаше на берегу озера Разлив. В музее «Шалаш» создана новая выставка «Петроград 1917. Пульс революции», по которой отснята виртуальная экскурсия вместо официального открытия. Были подготовлены видеосюжеты о легендах и чердаке музея «Сарай», куда не пускают посетителей, набравшие более 18 тысяч просмотров на YouTube. И главным достижением года является начало работы музея «Келломяки-Комарово».

Готовы планы на 2021 год. Главным событием станет празднование 300-летия со дня основания Сестрорецкого оружейного завода. Музейный комплекс будет участвовать в городских юбилейных событиях и готовит большую выставку об истории завода, поскольку хранит экспонаты заводского музея. В музее «Шалаш» будет открыта выставка «Ленин и Зиновьев», которая первоначально планировалась на май прошлого года к 150-летию со дня рождения В. И. Ленина.

Больше 100 лет назад вожди большевиков успешно скрывались в шалаше на глухом берегу озера Разлив. Музею прятаться абсолютно незачем. Наоборот, он всячески заинтересован в посетителях. Поэтому Коваленко мечтает, что туда проведут Интернет и восстановят городской автобусный маршрут, отмененный тридцать лет назад.

#музей #история #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (6847) от 21.01.2021 под заголовком «Найти большое в малом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?