Натурщики на пять минут. Петербургская художница – о портретах в метро

Вам доводилось замечать, как проводят время пассажиры в вагонах метро? Правильно: либо дремлют, либо разглядывают окружающих, либо, что чаще всего, забывают обо всем на свете, уткнувшись в экран смартфона. Тем не менее даже такая привычная обстановка для кого-то _ пространство вдохновения. Молодая петербургская художница Надежда ФАСТУНОВА уже десять лет, спускаясь в подземку, в технике быстрого рисунка (она называется скетчингом) создает наброски попутчиков – тех, кто сидит напротив нее. В ее собрании уже больше тысячи зарисовок. Мой телефонный звонок застал Надежду на занятиях. Был уже поздний вечер, но она спокойно ответила: «Что вы, это Академия художеств, мы там часто остаемся до закрытия»...

Натурщики на пять минут. Петербургская художница – о портретах в метро | РИСУНОК Надежды ФАСТУНОВОЙ

РИСУНОК Надежды ФАСТУНОВОЙ

– Надежда, как люди в метро реагируют на то, что вы их рисуете? Вы ведь не спрашиваете ни у кого разрешения... Не всем, возможно, нравится?

– Обычно реагируют достаточно доброжелательно, с агрессией сталкиваюсь редко. Я, конечно, стараюсь рисовать как можно более незаметно, чтобы не спугнуть. Раскрываю блокнот, который выглядит как книжка. На один набросок уходит 3 – 5 минут – в среднем одна — три станции метро.

Со временем я поняла, что наиболее живые рисунки получаются тогда, когда люди чем-то заняты или общаются друг с другом. Они не видят, что их рисуют, и ведут себя совершенно естественно. Те, кто смотрит по сторонам, как правило, чаще замечают, что происходит. Пару раз попросили отдать рисунок, иногда просто фотографировали его на память...

– А как вообще родилась идея рисовать людей в метро?

– Сперва я занималась этим, просто чтобы набить руку. Когда была в пятом классе, меня впечатлила выставка работ учащихся художественного лицея имени Иогансона. Очень захотелось попасть туда, для чего мне и потребовалось развивать навык рисунка. Метро показалось самым подходящим местом, поскольку мне приходилось там проводить много времени по пути на учебу. Заодно это помогало преодолеть боязнь рисования на виду – для художника это важно. Но со временем я поняла, что наброски в метро – отдельная очень интересная тема, связанная с пониманием психологии людей.

Вообще, хотя я и учусь на художника-реставратора, портрет – мой любимый жанр. В свое время меня воодушевили слова живописца Валентина Серова: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

В художественном плане я ориентируюсь на натурные зарисовки передвижников. Кроме того, мне очень близки Юрий Пименов (его визитная карточка – картина «Новая Москва») и Зинаида Серебрякова. Из зарубежных мне очень нравится американский художник Норман Роквелл – автор забавных и очень живых иллюстраций в еженедельные газеты и журналы.

– Обычно лица большинства людей в метро выглядят достаточно угрюмыми. А на ваших рисунках – они счастливые, одухотворенные.

– На самом деле далеко не все в метро уставшие и угрюмые: есть веселые компании школьников и студентов, влюбленные парочки, либо же кто-то едет после успешного дела (и это видно по настроению), к другу или в театр. Возможно, поскольку я по жизни позитивный человек, то подспудно ищу тех, кто созвучен моему внутреннему настрою. Впрочем, я не пытаюсь ничего приукрашивать, так что грустные, усталые, сосредоточенные лица у меня тоже есть...

Иногда я делала наброски нищих, инвалидов и бездомных, для которых метро – и замкнутый круг, и шанс на спасение. Однажды меня очень удивил безногий инвалид, просивший милостыню. Был уже поздний вечер, люди ехали утомленные, и он был единственным в вагоне, у кого было приподнятое настроение. Несмотря на его увечья, глаза этого человека были полны жизни и доброты. Сделала набросок, пока он передвигался по вагону, а потом задержался у двери. Затем доделывала этот рисунок по памяти.

После той встречи я всерьез задумалась: имею ли я вообще право жаловаться на обстоятельства и на жизнь, ведь у меня есть все для полноценной работы, а значит, и для улучшения мира вокруг себя...

И мне очень приятно, когда люди понимают смысл моего творчества. Все работы я размещаю на своей страничке в соцсетях. А еще уже третий год подряд выставляю наброски на выставке «Творческая весна» в Университете промышленных технологий и дизайна.

– Как вы выбираете героев?

– Если раньше я рисовала в учебных целях всех, то теперь предпочитаю выбирать, ищу яркие образы, портреты нашего времени. Вообще стараюсь брать разнообразные темы. Люблю следить за людьми разных типов и возрастов. Дети очень активны, их сложно рисовать, но зато очень интересно. А вот пожилых людей – гораздо проще, они сидят спокойно, погрузившись в мысли...

MyCollages (4).jpg

РИСУНКИ Надежды ФАСТУНОВОЙ

Метро – зеркало жизни, здесь можно увидеть и запечатлеть вечные темы: материнство, отцовство, дружбу, любовь, старость... Набросок «Отец и сын» – один из моих любимых.

Очень интересно рисовать людей разных национальностей. У меня есть наброски китайских, африканских и латиноамериканских студентов, выходцев из Средней Азии. Однажды по вагонам шел чернокожий музыкант, игравший на африканском барабане – джембе. Но в нашем вагоне он уже не играл, а дремал, положив барабан между коленями... За три станции я его и зарисовала.

За десять лет, что я рисую в метро, вижу, как меняются люди: иная мода на прически, головные уборы. В метро уже практически не увидишь человека с газетой или книгой, теперь едва ли не все поголовно сидят, погрузившись в планшеты или смартфоны. Появилась новая категория пассажиров – курьеры по доставке еды, «вооруженные» большими коробами...

Вообще метро – неисчерпаемый кладезь образов, сюжетов и явлений – и для меня, и для моих коллег по творческому цеху.

– Так вы не одна рисуете в метро?

– Да, у нас существует целое сообщество. С кем-то мы даже иногда пересекаемся в подземке. Между собой общаемся в Интернете – в группе в соцсетях Art of Metro, в которой участвуют авторы со всей России – из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска. Прежде всего из тех городов, где есть метро.

В нашей стране пока нет наименования для подобного жанра, а за границей его чаще всего называют «урбан скетчинг», то есть городские зарисовки. Художники делают наброски людей в транспорте, кафе, других общественных местах.

Я считаю, что подобные «путевые заметки» не менее ценны, чем полноценная картина маслом на эту же тему. Они сделаны не в мастерской по памяти или фото, а прямо на месте событий, непосредственно, как репортаж «в прямом эфире», и здесь уже не приврать, не добавить...

#искусство #художники #метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (6874) от 03.03.2021 под заголовком «Натурщики на пять минут».


Комментарии